Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 07.07.2009 N Ф09-4609/09-С6 по делу N А07-16422/2008 Требование о признании недействительным приказа министерства земельных и имущественных отношений субъекта РФ об утверждении изменений и дополнений в план приватизации государственного предприятия связи в части включения в изменения и дополнения к плану приватизации всех сооружений и зданий, указанных в данном приказе, удовлетворено правомерно, поскольку сделка приватизации в части имущества, которое указано в обжалуемом приказе, признана судом незаконной.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2009 г. N Ф09-4609/09-С6

Дело N А07-16422/2008

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Столярова А.А.,

судей Купреенкова В.А., Мындря Д.И.,

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство земельных и имущественных отношений) и открытого акционерного общества “Башинформсвязь“ (далее - общество “Башинформсвязь“) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.02.2009 по делу N А07-16422/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации и времени и месте судебного
заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества “Башинформсвязь“ - Цепляева И.В. (доверенность от 10.04.2009 N 70); Муллагалеева Р.Р. (доверенность от 10.04.2009 N 67);

Федерального государственного унитарного предприятия “Российская телевизионная и радиовещательная сеть“ (далее - предприятие “РТРС“) - Якупов Т.М. (доверенность от 05.11.2008 N ДТ-08/262);

территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан (далее территориальное управление) - Салимова Г.Н. (доверенность от 11.01.2009).

Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным приказа Министерства земельных и имущественных отношений от 20.06.2008 N 992 по утверждению изменений и дополнений в план приватизации государственного предприятия связи и информатики “Россвязьинформ“, утвержденный решением Госкомимущества Республики Башкортостан от 28.12.1992 N 59 (в редакции приказа Министерства земельных и имущественных отношений от 24.09.2003 N 1028) в части включения в изменения и дополнения к плану приватизации всех сооружений и зданий, указанных в данном приказе, в количестве 39 объектов (с учетом уточнения заявленных требований, сделанных в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 4, л. д. 1 - 3).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены предприятие “РТРС“ и общество “Башинформсвязь“.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.02.2009 (резолютивная часть от 18.02.2009; судья Симахина И.В.) заявленные требования удовлетворены, приказ Министерства земельных и имущественных отношений от 20.06.2008 N 992 об утверждении изменений и дополнений в план приватизации государственного предприятия связи и информатики “Россвязьинформ“ Республики Башкортостан (в редакции приказа Министерства имущественных отношений от 24.09.2003 N 1028) признан недействительным.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009
(судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобах, поданных в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Министерство имущественных отношений и общество “Башинформсвязь“ просят решение и постановление судов отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами ст. 4, 11, 49, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявители кассационных жалоб считают, что суды вышли за пределы заявленных требований и в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрели спор о праве, который подлежал рассмотрению в порядке искового производства. При этом, по мнению указанных лиц, суды не приняли во внимание, что собственником спорных объектов является общество “Башинформсвязь“, чье право зарегистрировано в установленном порядке. Указанное обстоятельство, по мнению заявителей, свидетельствует о том, что территориальное управление не может быть признано лицом, имеющим заинтересованность в обжаловании приказа Министерства земельных и имущественных отношений от 20.06.2008 N 992. Заявители также ссылаются на судебные акты по делу N А07-16114/02, которыми предприятию “РТРС“ отказано в удовлетворении требований об изъятии у общества “Башинформсвязь“ спорного имущества и передаче его в федеральную собственность. Кроме того, заявители полагают, что оспариваемый приказ носит учетный характер и не является ненормативным актом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Территориальное управление и предприятие “РТРС“ представили отзывы, в которых просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая доводы заявителей необоснованными.

Как установлено судами, в результате приватизации имущества государственного предприятия связи и информатики “Россвязьинформ“ (далее - предприятие “Россвязьинформ“) Республики Башкортостан образовано общество “Башинформсвязь“. План приватизации утвержден решением Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным
имуществом от 28.12.1992 N 59 (т. 1, л. д. 15 - 29).

Приложение N 1 к Плану приватизации содержит перечень предприятий (дочерних, малых) и структурных единиц, утвержденных приватизируемым предприятием, включая радиотелевизионный передающий центр в г. Уфе и Уфимский радиоцентр. При этом План приватизации не содержит перечня приватизируемого имущества указанных предприятий и структурных единиц предприятия “Россвязьинформ“.

Общество “Башинформсвязь“ 19.02.2008 обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений с заявлением о внесении изменений в план приватизации. Указанное заявление мотивировано необходимостью государственной регистрации сделок с объектами недвижимости, которые в результате приватизации предприятия “Россвязьинформ“ являются собственностью общества “Башинформсвязь“, а также отсутствием соответствующих прямых указаний об этом в Плане приватизации. К заявлению общества “Башинформсвязь“ приложен Акт оценки стоимости объектов недвижимости (сооружений) по состоянию на 01.07.1992.

Письмом от 25.03.2008 общество “Башинформсвязь“ дополнительно представило в Министерство земельных и имущественных отношений уточненный акт оценки стоимости объектов недвижимости (сооружений) по состоянию на 01.07.1992.

По итогам рассмотрения заявления общества “Башинформсвязь“ постоянно действующей комиссией Министерства земельных и имущественных отношений по внесению изменений в планы приватизации или условия приватизации государственных унитарных предприятий принято решение внести изменения в приложение N 1 к Плану приватизации предприятия “Россвязьинформ“, дополнив его расшифровкой перечня сооружений (телевизионные башни, мачты, опоры и антенны в количестве 39 объектов, включая телевизионную башню, расположенную по адресу: г. Уфа, ул. М. Гафури, 9 (т. 1, л. д. 10 - 14).

Названные изменения и дополнения в план приватизации предприятия “Россвязьинформ“ утверждены приказом Министерства земельных и имущественных отношений от 20.06.2008 N 992 (т. 1, л. д. 9).

Территориальное управление, полагая, что названный приказ Министерства земельных и имущественных отношений является незаконным и нарушает
права Российской Федерации как собственника указанного в приказе имущества, на основании ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением. В обоснование своих требований территориальное управление указало на то, что все объекты, дополнительно включенные в дополнения к плану приватизации, являются объектами телевизионного и радиовещательного назначения, которые в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 относятся исключительно к федеральной собственности. Кроме того, заявитель ссылался на то, что телевизионная башня, расположенная по адресу: г. Уфа, ул. Гафури, 9, внесена в реестр федерального имущества и распоряжением территориального управления от 22.11.2005 N 405 закреплена на праве хозяйственного ведения за предприятием “РТРС“.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт противоречит закону и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 пункт 6 раздела VI отсутствует, имеется в виду пункт 6 раздела IV.

В соответствии
с п. 6 раздела VI приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность объекта государственной собственности“ (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1) телевизионные и радиопередающие центры относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий.

Согласно п. 2.1.13 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, приватизация телевизионных и радиопередающих центров запрещена.

Судами установлено и сторонами не оспаривается, что обжалуемый приказ Министерства земельных и имущественных отношений от 20.06.2008 N 992 содержит перечень сооружений радиотелевизионного передающего центра г. Уфы и Уфимского радиоцентра, которые включены в уставный капитал общества “Башинформсвязь“ на основании Плана приватизации предприятия “Россвязьинформ“, утвержденного 28.12.1992.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А07-16114/2002, в рамках которого рассматривался иск предприятия “РТРС“ к обществу “Башинформсвязь“ о применении последствий недействительной сделки приватизации, при участии в качестве третьих лиц Министерства земельных и имущественных отношений и Министерства имущественных отношений Российской Федерации (т. 1, л. д. 121 - 124), сделка приватизации в части включения в
уставный капитал общества “Башинформсвязь“ имущества радиотелевизионного передающего центра является недействительной, поскольку совершена с нарушением постановления от 27.12.1991 N 3020-1 и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора по данному делу обоснованно исходили из незаконности сделки приватизации в части имущества, которое указано в обжалуемом приказе Министерства земельных и имущественных отношений.

Учитывая то обстоятельство, что изменения в план приватизации, утвержденные оспариваемым приказом Министерства земельных и имущественных отношений от 20.06.2008 N 992, являются неотъемлемой частью плана приватизации, суды пришли к правильному выводу о том, что указанный приказ противоречит закону.

Судами также обоснованно принято во внимание, что телевизионная башня, расположенная в г. Уфе по ул. Гафури, 9, которая также указана в обжалуемом приказе, включена в реестр федерального имущества. Материалами дела также подтверждается, что указанный объект распоряжением территориального управления от 22.11.2005 N 405 передан предприятию “РТРС“ на праве хозяйственного ведения, которое 09.06.2006 зарегистрировано в установленном порядке (свидетельство о государственной регистрации серии 04 АА N 486734; т. 1, л. д. 65). При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод о том, что оспариваемый приказ Министерства земельных и имущественных отношений противоречит закону и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, чьи имущественные интересы соответствии с Положением, утвержденным Приказом Росимущества от 01.02.2005 N 37, представляет заявитель по данному делу.

Довод Министерства земельных и имущественных отношений и общества “Башинформсвязь“ о выходе судов за пределы заявленных требований был предметом рассмотрения и получил надлежащую правовую оценку. Судом апелляционной инстанции правильно указано на то, что оценка правового характера сделки приватизации в
части рассматриваемых объектов недвижимости является необходимым условием надлежащего рассмотрения спора о признании ненормативного правового акта недействительным, поскольку направлена на установление обязательного для рассмотрения настоящего спора обстоятельства - наличие нарушенных обжалуемым ненормативным актом прав и законных интересов заявителя.

Иные доводы заявителей кассационных жалоб были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им была дана надлежащая правовая оценка (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.02.2009 по делу N А07-16422/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и открытого акционерного общества “Башинформсвязь“ - без удовлетворения.

Председательствующий

СТОЛЯРОВ А.А.

Судьи

КУПРЕЕНКОВ В.А.

МЫНДРЯ Д.И.