Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 04.06.2009 N Ф09-3676/09-С4 по делу N А50-17016/2008-Г27 Регистрирующий орган не принимает решение об исключении юридического лица из государственного реестра, если к моменту, когда это решение должно быть принято, поступают заявления лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, либо у регистрирующего органа имеются данные, свидетельствующие об отсутствии у общества признаков недействующего юридического лица.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июня 2009 г. N Ф09-3676/09-С4

Дело N А50-17016/2008-Г27

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лиходумовой С.Н.,

судей Мальцевой Т.С., Матанцева И.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее - инспекция) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по делу N А50-17016/2008-Г27 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Наш Город“ (далее - общество) к инспекции о признании недействительным решения и незаконными действий регистрирующего органа.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с
заявлением к инспекции, в котором просит признать недействительным решение инспекции от 20.06.2008 N 850 о предстоящем исключении общества из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - государственный реестр), а также просит признать незаконными произведенные 10.10.2008 действия инспекции по внесению в государственный реестр записи об исключении общества из государственного реестра.

Решением суда от 26.01.2009 (судья Заляева Л.С.) в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 (судьи Нилогова Т.С., Савельева Н.М., Ясикова Е.Ю.) решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий инспекции по внесению записи об исключении общества из государственного реестра отменено, требования общества в данной части удовлетворены. Действия инспекции по внесению 10.10.2008 записи об исключении общества из государственного реестра признаны незаконными как не соответствующие Федеральному закону “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, все требования ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ инспекцией соблюдены; поскольку в течение последних 12 месяцев обществом бухгалтерская и налоговая отчетность не представлялась, сведений об открытии расчетного счета не имелось, инспекцией правомерно было принято решение о предстоящем исключении общества из государственного реестра как недействующего юридического лица и в связи с отсутствием заявлений кредиторов правомерно внесена запись об исключении общества из государственного реестра. Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что не был ознакомлен с документами, представленными обществом
(договором аренды нежилого помещения, договором на выполнение работ по организации, содержанию и ремонту оборудования), суд апелляционной инстанции не указал, по какой причине принял документы, которые не были представлены в суд первой инстанции.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 09.01.2007 за основным государственным регистрационным номером 1075904000040.

Инспекцией 19.06.2008 принято решение N 850 о предстоящем исключении общества из государственного реестра на основании ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ со ссылкой на то, что обществом не предоставлялась отчетность и отсутствуют сведения об открытых банковских счетах, о чем составлены соответствующие справки от 19.06.2008 N 70-О и 70-С.

Данное решение о предстоящем исключении общества из государственного реестра опубликовано в журнале “Вестник государственной регистрации“ от 25.062008 N 25 (178).

10.10.2008 на основании указанного решения инспекция внесла запись об исключении общества из государственного реестра как фактически прекратившего свою деятельность.

Полагая, что решение инспекции и ее действия по исключению общества из государственного реестра являются незаконными, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование своих требований общество указывает на то, что отчетность была предоставлена им в налоговый орган 25.06.2008, 14.07.2008, об открытии расчетного счета было сообщено 18.07.2008, общество является действующим, осуществляет предпринимательскую деятельность.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что инспекцией при вынесении оспариваемого решения и внесении записи об исключении общества из государственного реестра соблюдены все требования, предусмотренные ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о правомерности принятия инспекцией решения от 19.06.2008 N 850 о
предстоящем исключении общества из государственного реестра, однако признал действия инспекции по внесению 10.10.2008 записи об исключении общества из государственного реестра незаконными. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что у инспекции отсутствовали правовые основания для совершения указанных действий, поскольку в установленный ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ трехмесячный срок после опубликования сообщения о предстоящем исключении общества из государственного реестра в регистрирующий орган поступили: отчетность общества, сообщение об открытии расчетного счета, а также письмо кредитора (ТСЖ “Газеты “Звезда, 8“) о наличии у общества перед ним непогашенной кредиторской задолженности.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.

Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из государственного реестра определен ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

В силу положений п. 1, 2 названной нормы права регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица, признанного недействующим, из государственного реестра при наличии одновременно двух условий: если юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Пунктом 3 ст. 21.1 данного Закона установлено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны
быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4 ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“).

Таким образом, регистрирующий орган не принимает решение об исключении юридического лица из государственного реестра, если к моменту, когда это решение должно быть принято, поступают заявления соответствующих лиц, либо у регистрирующего органа имеются данные, свидетельствующие об отсутствии у организации признаков недействующего юридического лица.

Установив, что обществом с момента его регистрации (09.01.2007) и до принятия инспекцией решения от 19.06.2008 N 850, то есть в течение 12 месяцев, предшествующих принятию решения, не предоставлялись документы налоговой и бухгалтерской отчетности и не осуществлялись операции по банковским счетам ввиду их отсутствия, суды пришли к обоснованному выводу о том, что инспекцией правомерно, в соответствии с п. 1, 2 ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ принято решение о предстоящем исключении общества из государственного реестра, в связи с чем основания для признания его недействительным отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание тот факт, что в течение трех месяцев после опубликования сообщения о предстоящем исключении общества из государственного реестра (с 24.06.2008 по 27.07.2008), общество предоставило в регистрирующий
орган документы бухгалтерской и налоговой отчетности, что следует из реестра деклараций, представленного инспекцией, и имеющихся в деле соответствующих документов со штампами инспекции об их принятии, в июле 2008 общество открыло в банке расчетный счет и 18.07.2008 сообщило об этом инспекции, а также учитывая, что в августе 2008 г. в инспекцию поступило заявление ТСЖ “Газеты “Звезда, 8“ о наличии у общества перед ним непогашенной кредиторской задолженности, обоснованно указал на то, что при таких обстоятельствах регистрирующий орган не мог принимать решения об исключении общества из государственного реестра и совершать 10.10.2008 действия по внесению оспариваемой записи.

Кроме того, как видно из материалов дела, инспекцией решение об исключении общества из государственного реестра не принималось, в связи с чем действия по внесению оспариваемой записи совершены с нарушением требований п. 1 ст. 11 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции принял доказательства общества, которые не были представлены в суд первой инстанции, отклоняется как противоречащий материалам дела. Все доказательства, которые исследовались судом апелляционной инстанции, были представлены обществом в суд первой инстанции, что подтверждают протоколы судебных заседаний от 24.12.2008, 22.01.2009. Постановление суда апелляционной инстанции соответствует требованиям ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является мотивированным и обоснованным.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции
не установлено.

Постановление суда апелляционной инстанции является законным, отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по делу N А50-17016/2008-Г27 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛИХОДУМОВА С.Н.

Судьи

МАЛЬЦЕВА Т.С.

МАТАНЦЕВ И.В.