Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 28.05.2009 N Ф09-3343/09-С4 по делу N А50-12046/08-Г6 Исковые требования о взыскании в бюджет муниципального образования убытков, возникших в результате неправомерного бездействия Российской Федерации по финансированию льгот, удовлетворены правомерно, поскольку льгота по предоставлению жилой площади работникам прокуратуры предусмотрена федеральным законодательным актом, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2009 г. N Ф09-3343/09-С4

Дело N А50-12046/08-Г6

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Мальцевой Т.С.,

судей Крюкова А.Н., Лиходумовой С.Н.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2009 по делу N А50-12046/08-Г6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие представитель Администрации Чусовского муниципального района Пермского края (далее - администрация) Войцехов С.С. (доверенность от 11.01.2009 N 1-юр).

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем
размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента Российской Федерации от 01.08.2007 имеет N 1004, а не N 1104.

Муниципальное образование “Чусовской муниципальный район“ на основании ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Минфину России, Генеральной Прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре Пермского края, Следственному управлению Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Пермскому краю о взыскании с ответчиков солидарно в бюджет муниципального образования “Чусовской муниципальный район“ 593 728 руб., перечисленных следователю Чусовской городской прокуратуры Батуеву В.М. согласно определению Чусовского городского суда от 02.11.2005 на основании ст. 11, 44 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“, “Положения о следственном комитете при прокуратуре РФ“, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2007 N 1104 (с учетом определения суда от 08.12.2008).

Решением суда от 11.01.2009 (судья Гладких Д.Ю.) исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в бюджет Муниципального образования “Чусовской муниципальный район“ взысканы убытки в сумме 593 728 руб. В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 (судьи Булкина А.Н., Жукова Т.М., Романов В.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин России просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, надлежащим ответчиком по данному делу является Генеральная
Прокуратура Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета, выделяемых в целях обеспечения прокуроров, следователей прокуратуры жильем. Кроме того, заявитель считает, что измененная редакция п. 4 ст. 44 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ не возлагает обязанности на органы местного самоуправления по предоставлению жилья работникам прокуратуры, компенсация стоимости жилых помещений законом также не предусмотрена, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Чусовского городского суда Пермской области от 09.06.2001 по делу N 2-1720/2001 на администрацию возложена обязанность по предоставлению работнику прокуратуры Батуеву В.М. с учетом жены Батуевой Г.Н. отдельной благоустроенной квартиры в г. Чусовом, с учетом действующей нормы предоставления жилья на одного человека применительно к г. Чусовому и права Батуева В.М. на дополнительную площадь не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты.

Определением Чусовского городского суда Пермской области от 02.11.2005 в связи с неисполнением названного судебного акта по причине отсутствия свободного жилого фонда изменен способ и порядок исполнения решения от 09.06.2001. С администрации в пользу Батуева В.М. взыскано 593 728 руб.

Полагая, что в результате исполнения судебного акта о взыскании денежных средств с администрации в пользу работника прокуратуры бюджету г. Чусовой причинены убытки, администрация обратилась с иском об их возмещении за счет средств федерального бюджета.

Суды первой и апелляционной инстанций, взыскивая убытки с Российской Федерации в лице Минфина России, руководствовались ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федеральных законов “О прокуратуре Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения Чайковским городским судом), “О финансовых основах местного самоуправления
в Российской Федерации“, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О и исходили из доказанности причинения администрации убытков в результате неправомерного бездействия Российской Федерации по финансированию льгот, предусмотренных ст. 44 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“.

Данные выводы судов являются правильными, соответствующими требованиям закона, основанными на материалах дела.

Согласно ч. 4 ст. 44 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей на дату вынесения решения Чайковским городским судом Пермской области от 08.10.2001) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной комнаты или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учетом их права на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Стоимость жилых помещений компенсируется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации.

В силу ст. 4 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей на дату вынесения решения Чайковским городским судом Пермской области от 08.10.2001) при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться соответственно материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных государственных полномочий.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилой площадью (в том числе работников прокуратуры), по смыслу ст. 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из
федерального бюджета возникающих при осуществлении данной обязанности дополнительных расходов органа местного самоуправления, подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвано гарантировать право собственности муниципальных образований.

Поскольку льгота по предоставлению жилой площади работникам прокуратуры предусмотрена федеральным законодательным актом, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.

В связи с тем, что федеральным законодателем не разработан порядок финансирования данной льготы и компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации данной льготы, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о необходимости взыскания суммы убытков, понесенных администрацией с Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа - Минфина России - в силу ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу должна быть Генеральная прокуратура Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств, подлежит отклонению.

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации указанный государственный орган несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.

В нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Минфин России не представил доказательства того, что на день вынесения решения суда общей юрисдикции главному распорядителю в лице Генеральной Прокуратуры Российской Федерации были выделены в достаточном объеме финансовые средства для этих целей (ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах ответственность по возмещению убытков оспариваемыми судебными актами правильно возложена на Российскую Федерацию,
которую в рассматриваемых правоотношениях представляет Минфин России.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что измененная редакция п. 4 ст. 44 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ не возлагает обязанности на органы местного самоуправления по предоставлению жилья работникам прокуратуры, компенсация стоимости жилых помещений законом также не предусмотрена, в связи с чем основания для удовлетворения требований отсутствуют, были предметом исследования судебных инстанций и обоснованно отклонены, поскольку, как правильно указано судом апелляционной инстанции, обязанность истца по предоставлению жилого помещения возникла в период действия прежней редакции указанного Закона. Изменение правовой нормы основанием для неисполнения вступившего в законную силу судебного акта не является.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения.

Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2009 по делу N А50-12046/08-Г6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

МАЛЬЦЕВА Т.С.

Судьи

КРЮКОВ А.Н.

ЛИХОДУМОВА С.Н.