Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 26.05.2009 N Ф09-3425/09-С1 по делу N А76-28523/2009-57-707/9 В удовлетворении требования о признании незаконным постановления надзорного органа о привлечении общества к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в виде штрафа отказано правомерно, поскольку вид и размер административного наказания обществу определены в пределах, установленных санкцией части 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и соразмерны совершенному деянию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2009 г. N Ф09-3425/09-С1

Дело N А76-28523/2009-57-707/9

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Слюняевой Л.В.,

судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью “Катав-водоканал“ (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2009 по делу N А76-28523/2009-57-707/9.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились. От общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Ходатайство
удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к главному государственному инспектору Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области по пожарному надзору Терякову А.И. (далее - инспектор по пожарному надзору) о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2008 N 222 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс), в виде наложения административного штрафа в сумме 10 000 руб.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2009 (судья Щукина Г.С.) в удовлетворении заявленного требования отказано.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит данный судебный акт изменить в части размера наложенного оспариваемым постановлением штрафа, ссылаясь на то, что суд не учел имущественное и финансовое положение общества, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. С учетом обстоятельств дела, заявитель считает возможным применить административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в виде предупреждения.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора Катав-Ивановского муниципального района по пожарному надзору Терякова А.И. от 23.09.2008 N 141 в период с 23.09.2008 по 23.10.2008 административным органом проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением обществом требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях насосной станции водозабор “Южный“, расположенных по адресу: г. Катав-Ивановск, п. Запань.

В ходе проверки установлены нарушения Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
от 18.06.2003 N 313, Норм пожарной безопасности “Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях“ (НПБ 104-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323, Норм пожарной безопасности “Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией“ (НПБ 110-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315, Строительных норм и правил (СНиП) 21-01-97, а именно: помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 4 НПБ 110-03); помещения не обеспечены автоматической системой оповещения и управления эвакуацией (НПБ 104-03, п. 102 ППБ 01-03); отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности на объекте (п. 6 ППБ 01-03); не проводится инструктаж о мерах пожарной безопасности с работниками насосной станции; распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной безопасности режим (п. 15 ППБ 01-03); помещения не обеспечены исправными первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности (п. 108 ППБ 01-03); отсутствуют порядковые номера на огнетушителях (приложение N 3 ППБ 01-03); приказом не назначен ответственный за приобретение, хранение и готовность к работе первичных средств пожаротушения (приложение N 3 ППБ 01-03); отсутствует журнал учета огнетушителей (приложение N 3 ППБ 01-03); соединение электропроводов выполнено не в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) (п. 57 ППБ 01-03); в помещении операторной эксплуатируется ветхая электропроводка (п. 60 ППБ 01-03); отсутствуют знаки пожарной безопасности (п. 51 ППБ 01-03); отсутствует дополнительная информация на табличках с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, 2-01-11, мобильный в сети
МТС 010 (п. 13 ППБ 01-03).

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 06.10.2008 N 141. По устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности в отношении общества вынесено предписание от 06.10.2008 N 141.

По итогам проверки инспектором по пожарному надзору в присутствии законного представителя общества - генерального директора Голубева А.С. составлен протокол от 06.10.2008 N 222 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 08.10.2008 N 222 о назначении административного наказания, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене указанного постановления.

Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, не установив оснований для признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса), отказал в удовлетворении заявленных требований.

Данные выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 Кодекса, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной нормой права, является пожарная безопасность, под которой понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные
средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.

Наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03).

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности определено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Судом установлен, материалами дела подтвержден и обществом не оспаривается факт нарушения заявителем требований пожарной безопасности, в связи с чем вывод суда о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, является правильным.

Общество в кассационной жалобе оспаривает судебный акт в части признания судом правомерности взыскания
с общества административного штрафа в размере 10 000 руб., полагая, что в данном случае возможно применение наказания в виде предупреждения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Кодекса административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция ч. 1 ст. 20.4 Кодекса предусматривает в качестве меры наказания для юридических лиц предупреждение.

Между тем суд первой инстанции, оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности охраняемым государством общественным отношениям, пришел к выводу о правомерности применения наказания в виде наложения на общество административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 20.4 Кодекса.

Данный вывод суда соответствует требованиям ч. 3 ст. 4.1 Кодекса и переоценке в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

То обстоятельство, что общество относится к категории предприятий жизнеобеспечения города водоснабжением и водоотведением в силу ч. 3 ст. 4.1 Кодекса не влияет на определение вида и меры административного наказания.

При названных обстоятельствах установление вида административного наказания обществу в виде штрафа в размере 10 000 руб. определено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, соразмерно совершенному деянию и является правомерным.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда
Челябинской области от 12.02.2009 по делу N А76-28523/2009-57-707/9 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Катав-водоканал“ - без удовлетворения.

Председательствующий

СЛЮНЯЕВА Л.В.

Судьи

ЛУКЬЯНОВ В.А.

ЯЩЕНОК Т.П.