Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3358/09-С1 по делу N А71-9075/2008-А18 Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок Земельным кодексом РФ не предусмотрен. С учетом необходимости обеспечения законных интересов всех лиц, подавших заявки на предоставление спорного земельного участка, предоставление спорного земельного участка должно проводиться на торгах. При этом проведение торгов в данном случае положениям ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ не противоречит.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное постановление имеет N Ф09-3358/09-С1, а не N Ф09-3358/07-С1.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 мая 2009 г. N Ф09-3358/07-С1

Дело N А71-9075/2008-А18

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Слюняевой Л.В., Василенко С.Н.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью “Мазда-Ижевск“ (далее - общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу N А71-9075/2008-А18 Арбитражного суда Удмуртской Республики.

Представители иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского
округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий администрации г. Ижевска (далее - администрация), выразившихся в принятии решения о направлении заявления общества о предварительном согласовании места размещения объекта в конкурсную комиссию, и обязании администрации принять решение в соответствии с законодательством (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление земельных ресурсов и землеустройства администрации, Главное управление архитектуры и градостроительства администрации.

Решением суда от 04.12.2008 (судья Буторина Г.П.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 (судьи Глотова Г.И., Виноградова Л.Ф., Зеленина Т.Л.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит отменить постановление апелляционного суда, решение суда оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение им ст. 11, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Администрация в письменном отзыве на кассационную жалобу пояснила, что считает доводы заявителя кассационной жалобы несостоятельными, постановление апелляционного суда - законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, общество 18.06.2008 обратилось в администрацию с заявлением о выделении земельного участка для размещения автотехцентра по адресу: г. Ижевск, Индустриальный район, ул. 10 лет Октября.

Администрация в письме от 25.08.2008 сообщила обществу о том, что вопрос о размещении автотехцентра по ул. 10 лет Октября рассмотрен 20.08.2008 Комиссией по
предварительному согласованию места размещения объектов (далее - Комиссия). По итогам рассмотрения данного вопроса Комиссией принято решение о направлении документов общества для работы в конкурсную комиссию в связи с поступлением на данный земельный участок заявлений других лиц.

Считая, что действия администрации являются незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности действий администрации, выразившихся в принятии решения о направлении заявления общества о предварительном согласовании места размещения автотехцентра в конкурсную комиссию, поскольку действующее законодательство не содержит правовых норм, обязывающих органы исполнительной власти проводить торги в случае предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.

Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд пришел к выводу о законности оспариваемых действий администрации.

Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий органов местного самоуправлении, если полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемых действий незаконными заявителю необходимо доказать, что данные действия не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса, которой предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки предоставляются в порядке предварительного согласования места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно п. 5 ст. 30
Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 Земельного кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 данного Кодекса.

В силу п. 3 ст. 31 Земельного кодекса орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.

Кроме того, одним из принципов, на которых основывается земельное законодательство, является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (п. 11 ст. 1 Земельного кодекса).

Из материалов дела следует, что после опубликования в газете “Удмуртская правда“ от 11.07.2008 информации о намерении предоставить обществу земельный участок по ул. 10 лет Октября под строительство автотехцентра в администрацию поступили заявления от индивидуальных предпринимателей Ложкина С.В. (от 15.07.2008) и Проскурякова Г.В. (от 07.08.2008), в которых названные лица также просили администрацию рассмотреть возможность предоставления им спорного земельного участка для целей, указанных в информационном сообщении (л. д. 34, 65).

В соответствии с п. 10 протокола заседания Комиссии от 20.08.2008 N 11 Комиссией принято решение о направлении
документов для работы в конкурсную комиссию (л. д. 11 - 21).

Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок Земельным кодексом не предусмотрен.

Между тем, с учетом необходимости обеспечения законных интересов всех лиц, подавших заявки на предоставление спорного земельного участка, предоставление спорного земельного участка должно проводиться на торгах. При этом проведение торгов в данном случае положениям ст. 30, 31 Земельного кодекса не противоречит.

Таким образом, действия администрации соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, п. 7 ст. 21 Правил землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденных решением городской Думы г. Ижевска от 27.11.2007 N 344, установлено, что в случае поступления второго заявления Комиссия по землепользованию и застройке г. Ижевска по результатам рассмотрения документов принимает решение о подготовке земельного участка к торгам.

При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они по существу направлены на переоценку выводов апелляционного суда и установленных им фактических обстоятельств, а основания для этого в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу N А71-9075/2008-А18 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью “Мазда-Ижевск“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛУКЬЯНОВ В.А.

Судьи

СЛЮНЯЕВА Л.В.

ВАСИЛЕНКО С.Н.