Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 23.04.2009 N Ф09-2181/09-С6 по делу N А50-14049/2008-Г21 Иск о внесении изменений в договор аренды земельного участка удовлетворен правомерно с учетом установленных органами исполнительной власти порядка и условий пользования земельными участками, предоставленными под объекты железнодорожного транспорта, поскольку обязательных для сторон правил на момент определения арбитражным судом условий спорного договора законом или иными нормативными актами установлено не было, однако позднее такие правила были установлены, договор должен им соответствовать.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2009 г. N Ф09-2181/09-С6

Дело N А50-14049/2008-Г21

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сулейменовой Т.В.,

судей Купреенкова В.А., Семеновой З.Г.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.12.2008 по делу N А50-14049/2008-Г21 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном
заседании принял участие представитель открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (далее - общество “РЖД“) - Ефремова М.Н. (доверенность от 12.03.2008).

Общество “РЖД“ обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к территориальному управлению о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 25.07.2006 N 011 в части изменения п. 2.1, 3.1, 3.6, 4.2.4, 5.5, 7.8, исключения п. 3.7, 7.1, 7.2, 7.3, 7.7, 7.8, дополнения п. 4.3.4, 4.4.12, 4.4.14, 4.4.15 (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 19.12.2008 (судья Кощеева М.Н.) исковые требования удовлетворены частично. Пункт 2.1 изложен в следующей редакции: “срок аренды земельного участка устанавливается 49 лет“. Пункт 3.1 - “арендная плата за участок определяется по ставкам, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 “Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные обществу “РЖД“, по субъектам Российской Федерации“. Ставка арендной платы подлежит индексации с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год“. Пункт 3.6 - “размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке при условии письменного уведомления об этом арендатора. Ставка арендной платы подлежит индексации с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год“. Из п. 4.2.4 исключено словосочетание “произведенном в соответствии с п. 3.7 договора“. Договор дополнен п. 4.3.4 следующего содержания: “передавать участок (его части) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах действия договора аренды участка без согласия арендодателя при условии его уведомления об этой передаче“; п.
4.4.12 следующего содержания: “обеспечивать беспрепятственный переезд (переход) через железнодорожные пути в местах железнодорожных переездов (переходов), а также обеспечивать беспрепятственный доступ к находящимся на участке линейным сооружениям их собственникам для ремонта и текущего обслуживания в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации“; п. 4.4.14 следующего содержания: “передавать часть участка в субаренду собственникам расположенных на участке зданий, строений, сооружений по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора и за плату, размер которой не превышает размера арендной платы по договору, рассчитанного пропорционально размеру передаваемой в субаренду части участка“; п. 4.4.15 следующего содержания: “заключать договор субаренды незастроенного участка (его части) в городах с численностью населения более 250 тыс. человек исключительно на торгах в соответствии с законодательством Российской Федерации“. Из пункта 5.5 исключено словосочетание “или передачи его арендатором в субаренду без письменного согласия арендодателя“. Пункт 7.8 изложен в следующей редакции “договор субаренды участка, заключенный на срок более 1 года, подлежит государственной регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю и направляется арендодателю для последующего учета“. Пункты 3.7, 7.1, 7.2, 7.3, 7.7 договора исключены. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 (судьи Глотова Г.И., Зеленина Т.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, территориальное управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 16, 69, 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 422, п. 2 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. Территориальное управление указывает на то, что условия
спорного договора аренды, касающиеся срока действия договора, размера арендной платы, установлены вступившим в законную силу постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 27.02.2006 по делу N А50-33951/2005. Заявитель полагает, что принятие постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264, приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 не является основанием для внесения изменений в договор аренды, поскольку названные нормативные акты вступили в силу после принятия решения арбитражным судом по делу N А50-33951/2005, вступившего в законную силу. По мнению заявителя, условия договора аренды земельного участка от 25.07.2006 N 011 не могут быть изменены в силу обязательности исполнения судебного акта, установившего эти условия.

В отзыве на кассационную жалобу общество “РЖД“ просит оставить судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.

Как установлено судами и следует из материалов дела, при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым N 59:06:00 000:0012 площадью 2 386 771 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Кизел, под полосу отвода железной дороги у общества “РЖД“ и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области (в настоящее время - территориальное управление) возникли разногласия по п. 2.1, 3.1 указанного договора.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 27.02.2006 по делу N А50-33951/2005 определены условия названного договора: п. 2.1. договора принят в следующей редакции: “срок аренды участка 4 года 11 месяцев“; п. 3.1 договора - в редакции “размер арендной платы за участок определяется в приложении N 2 к договору, которое подписывается арендодателем и арендатором, является неотъемлемой частью договора. При определении размера арендной платы
за участок применяется ставка земельного налога, установленная в соответствии с действующим законодательством для земель промышленности“.

Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю 25.10.2007 произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка от 25.07.2006 N 018.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04.12.2006 имеет N 396, а не N 369.

Общество “РЖД“ направило ответчику письмо от 09.07.2008 с предложением внести изменения в договор аренды земельного участка от 25.07.2006 N 011 (п. 2.1, 2.3, 3.1, 3.6, 3.7, 4.2.4, 4.3.4, 4.4.12, 4.4.14, 4.4.15, 5.5, 7.1, 7.2 договора) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 “О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными обществу “РЖД“, приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04.12.2006 N 369 “Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО “РЖД“, по субъектам Российской Федерации“.

Поскольку ответчик в письме от 21.08.2008 отказался от внесения изменений в договор аренды земельного участка от 25.07.2006 N 011, общество “РЖД“ обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.

В силу п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об
особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3.6 договора аренды от 25.07.2006 N 011 предусмотрено, что размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае принятия нормативно-правовых актов Правительством Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства Российской Федерации N 264 издано 29.04.2006, а не 28.04.2006.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 N 264 “О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными обществу “РЖД“ утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными обществу “РЖД“.

Согласно названным Правилам пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с обществом “РЖД“. Размер арендной платы за земельный участок определяется на основании утвержденных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации ставок арендной платы. Договор аренды земельного участка должен содержать положения, предусматривающие: передачу земельного участка в аренду на 49 лет; обязательство арендатора обеспечивать беспрепятственный переезд (переход) через железнодорожные пути в местах железнодорожных переездов (переходов) в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации; обязательство арендатора обеспечивать беспрепятственный доступ собственников линейных сооружений к расположенным на земельном участке линейным сооружениям для их ремонта и текущего обслуживания на условиях, определяемых Министерством транспорта Российской Федерации; право арендатора передавать арендованные земельные участки (их части) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного
участка при условии его уведомления об этой передаче; обязательство арендатора передавать часть арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, строения, сооружения, по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора аренды земельного участка, и за плату, размер которой не превышает размера арендных платежей, рассчитанных пропорционально размеру соответствующей части арендованного земельного участка; обязательство арендатора заключать договор субаренды незастроенного земельного участка (его части) в городах с численностью населения более 250 тыс. человек исключительно на торгах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации 04.12.2006 издан приказ N 396 “Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные обществу “РЖД“.

С учетом порядка и условий пользования земельными участками, установленных органами исполнительной власти, по аренде земельных участков, предоставленных под объекты железнодорожного транспорта, суды первой и апелляционной инстанций правомерно на основании п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменили условия договора аренды земельного участка от 25.07.2006 N 015.

При этом довод территориального управления о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 N 264 и приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 не являются основанием для внесения изменений в договор аренды в связи с тем, что названные нормативные акты вступили в силу после принятия решения арбитражным судом по делу N А50-33951/2005, которым определены условия спорного договора, отклоняется. Обязательных для сторон правил на момент определения арбитражным судом условий спорного договора законом или иными нормативными актами (императивными
нормами) установлено не было. Между тем ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ предусматривалось установление Правительством Российской Федерации порядка и условий пользования земельными участками, предоставленными обществу “РЖД“.

Ссылка территориального управления на то, что условия договора аренды земельного участка от 25.07.2006 N 011 не могут быть изменены в силу обязательности исполнения судебного акта, установившего эти условия, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, так как запрета на изменение в установленном порядке условий договора, определенных судом, гражданское законодательство не содержит.

Судами первой и апелляционной инстанций на основе имеющихся в деле доказательств установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования норм процессуального права соблюдены, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 19.12.2008 по делу N А50-14049/2008-Г21 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю - без удовлетворения.

Председательствующий

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.

Судьи

КУПРЕЕНКОВ В.А.

СЕМЕНОВА З.Г.