Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 22.04.2009 N Ф09-2355/09-С1 по делу N А60-31630/2008-С9 Требование о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной ст. 8.39 КоАП РФ, удовлетворено правомерно, поскольку нарушение истцом своими действиями правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов не доказано, вина в совершении вменяемого правонарушения отсутствует.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2009 г. N Ф09-2355/09-С1

Дело N А60-31630/2008-С9

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.12.2008 по делу N А60-31630/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2009 по указанному делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

Министерства - Булгакова В.В. (доверенность от 05.08.2008 N 06-04-4315/8), Русинова В.Ю. (доверенность от 21.04.2009 N 06-04-2269/9);

Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия “Городской лесхоз“ (далее - предприятие) - Бусыгина С.В. (доверенность от 21.04.2009 N 01-05/178), Минигалиев Р.А. (доверенность от 21.04.2009
N 01-5/177);

Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры (далее - прокуратура) - Колосов А.В., помощник прокурора, удостоверение N 162269.

Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства от 24.10.2008 N 221-П о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечена прокуратура.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-31630/2008-С9 принято 09.12.2008, а не 09.12.2009.

Решением суда от 09.12.2009 (судья Плюснина С.В.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2009 (судьи Савельева Н.М., Мещерякова Т.И., Нилогова Т.С.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Министерство просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон об охране окружающей среды), Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях), неполное исследование обстоятельств дела, а также на нарушение судами положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1, 2 ст. 2.1, ст. 2.2, 8.39 Кодекса.

Как следует из материалов дела, прокуратурой в период с 24.10.2008 по
30.07.2008 проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях на особо охраняемой природной территории областного значения “Лесной парк имени Лесоводов России“.

Судами при рассмотрении дела установлено, что в материалах проверки ошибочно указан в качестве места проверки квартал N 73, фактически проверка была проведена в квартале N 74 выдела 3.

В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном в квартале N 74 выдела 3 особо охраняемой природной территории “Лесной парк имени Лесоводов России“, предприятием в период с начала 2008 г. до 09.10.2008 допущены нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на территории указанного лесного парка.

По данному факту Свердловским межрайонным природоохранным прокурором 09.10.2008 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, из которого следует, что предприятием на особо охраняемых природных территориях осуществляется хозяйственная деятельность по организации производства и переработки древесины и размещению при этом отходов производственной деятельности на территории квартала N 74 выдела 3. Данное дело направлено прокурором в Министерство для рассмотрения по существу.

По итогам проведенной проверки Министерством принято постановление от 24.10.2008 N 221-П о привлечении предприятия к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб., вынесено предписание от 24.10.2008 N 221-П об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, путем принятия мер по сносу производственных площадок, прекращению производственной и хозяйственной деятельности.

Не согласившись с названными постановлением и предписанием Министерства, предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности нарушения предприятием своими действиями правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов и отсутствия
его вины в совершении вменяемого правонарушения.

Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Статьей 8.39 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 58 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Частью 2 ст. 59 указанного Закона установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное,
научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Из содержания ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях следует, что природные парки относятся к категории особо охраняемых природных территорий.

Согласно п. 6 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. При этом в силу п. 7 ст. 2 названного Закона особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Правительство Свердловской области в соответствии с Областным законом от 13.12.1995 N 35-ОЗ “Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области“ издало постановление от 17.01.2001 N 41-ПП “Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области“.

Данным постановлением Лесной парк имени Лесоводов России площадью 913,45 кв. м, находящийся в кварталах 73 - 83 Центрального лесопаркового участкового лесничества, отнесен к категории особо охраняемых природных территорий регионального значения.

При этом судами установлено и материалами дела подтверждается, что на момент вынесения оспариваемого постановления от 24.10.2008 границы земельного участка, занятого Лесным парком имени Лесоводов России, не были установлены на местности и государственный кадастровый учет данного земельного участка не был произведен.

Кроме того, суды, исследовав представленные в дело доказательства (п. 2.1, 2.2 Устава предприятия, распоряжение главы г. Екатеринбурга от 03.07.2006 N 2346-р, акты приема-передачи муниципального имущества, карточки на основные средства, муниципальные контракты от 21.01.2008 N 15 и 15/1 на выполнение работ по содержанию
городских лесов, парков, мест купания на срок с 21.01.2008 по 31.12.2008), и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что земельные участки, занятые городскими лесами, и муниципальное имущество, предназначенное для обслуживания лесного хозяйства, предоставлены предприятию органом местного самоуправления для осуществления деятельности по благоустройству территории лесопарков.

Производственная деятельность осуществляется предприятием в целях благоустройства в городских лесах и парках (в частности, переработка древесины производится им для изготовления малых архитектурных форм, скамеек, беседок, пляжных кабин и других элементов благоустройства в соответствии с Проектом организации и ведения лесного хозяйства Городского лесхоза). При этом на данной производственной площадке предприятия также находится техника для тушения лесных пожаров во исполнение постановления главы г. Екатеринбурга от 18.08.2008 “О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации лесоторфяных пожаров на территории муниципального образования “город Екатеринбург“ в весенне-летний пожароопасный период с 2008 - 2009 годов“.

Доказательств того, что данная деятельность предприятия могла оказать негативное воздействие на особо охраняемую природную территорию “Лесной парк имени Лесоводов России“ и привести к деградации и (или) уничтожению природного объекта, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Министерством в нарушение положений ст. 65, п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств наличия в действиях предприятия объективной стороны состава вменяемого ему административного правонарушения и наличия вины предприятия в совершении указанного правонарушения.

Следовательно, суды правомерно удовлетворили заявленные предприятием требования.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как основаны на неверном толковании норм права применительно к обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела по существу.

С учетом изложенного
обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.12.2008 по делу N А60-31630/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2009 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛУКЬЯНОВ В.А.

Судьи

ВАСИЛЕНКО С.Н.

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.