Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 27.02.2009 N Ф09-10225/08-С1 по делу N А50-4897/2008-А19 Критерием достаточной обработки (переработки) товара является образование в процессе переработки такого товара, который имеет характерные только для него свойства. Указанные свойства приобретаются в результате воздействия на исходный товар посредством механической очистки, при этом обязательное выполнение всех способов очистки в совокупности не предусмотрено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2009 г. N Ф09-10225/08-С1

Дело N А50-4897/2008-А19

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лимонова И.В.,

судей Черкезова Е.О., Слюняевой Л.В.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества “Пермский маргариновый завод “Сдобри“ (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.07.2008 по делу N А50-4897/2008-А19 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества - Столяров К.А. (доверенность от 11.11.2008 N 24/98);

Пермской таможни (далее - таможни) - Авраменко В.Г. (доверенность от 10.11.2008 N 04/11474).

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решений таможни
от 21.01.2008 с N 10411000-13-04-15/535 по N 10411000-13-04-15/554 о стране происхождения товара.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.07.2008 (судья Мухитова Е.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 (судьи Щеклеина Л.Ю., Нилогова Т.С., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ (далее - Закон N 5003-1), Соглашения стран Союза Независимых Государств от 15.04.1994 “О создании зоны свободной торговли“ (далее - Соглашение), Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав Правительств Союза Независимых Государств от 30.11.2000 (далее - Правила), информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2006 N 110 (далее - информационное письмо N 110), а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, общество (декларант) по условиям договора комиссии при импорте от 15.09.2005 N 5259, заключенного с открытым акционерным обществом “Нижегородский масло-жировой комбинат“ (комиссионер), и внешнеторгового контракта от 12.01.2007 N 643/003364444/07001, заключенного открытым акционерным обществом “Нижегородский масло-жировой комбинат“ (покупатель) с фирмой “Дельта Вилмар СНГ“, Украина (продавец), ввез на таможенную территорию Российской Федерации из Украины товары - масло пальмовое рафинированное дезодорированное отбеленное и стеарин пальмовый рафинированный дезодорированный отбеленный, оформленные по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10411080/150207/0000426, 10411080/200207/0000512, 10411080/070307/0000737, 10411080/140307/0000820, 10411080/140307/0000822, 10411080/260307/0001014, 10411080/270307/0001039, 10411080/120407/0001374, 10411080/170407/0001415, 10411080/250407/001551, 10411080/280507/0002029, 10411080/280507/0002025, 10411080/190607/0002356, 10411080/250607/0002449, 10411080/040707/0002648, 10411080/170707/0002846, 10411080/170707/0002847, 10411080/150807/0003321, 10411080/070907/0003634.

В указанных ГТД заявлена страна происхождения товара - Украина,
коды Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности 1511 90 990 9 (масло) и 1511 90 190 9 (стеарин), представлены сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1, выданные в Украине, и заключения о происхождении товара к сертификатам, выданные Ильичевским предприятием Одесской региональной торгово-промышленной палаты.

По заявленным кодам ТН ВЭД ставка таможенной пошлины составляет 5%, таможенным органом были предоставлены преференции по уплате ввозной таможенной пошлины на суммы 2 886 465 руб. 11 коп. по маслу пальмовому и 697 279 руб. 34 коп. по стеарину (условно начислены).

В ходе таможенной ревизии из анализа представленных обществом документов таможенный орган выявил, что масло пальмовое рафинированное дезодорированное отбеленное, произведенное заводом “Дельта Вилмар СНГ“, не отвечает критерию происхождения товара, установленного Правилами в отношении масла пальмового, поскольку при его производстве выполняются не все технологические и производственные операции, установленные Правилами, следовательно, товар не является происходящим из Украины, о чем составлен акт общей таможенной ревизии от 21.01.2008 N 10411000/210108/00003/00.

Согласно заключению от 21.01.2008 N 1 по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров таможенный орган пришел к выводу, что товар стеарин пальмовый рафинированный дезодорированный отбеленный, произведенный заводом “Дельта Вилмар СНГ“, не отвечает критерию происхождения, установленному Правилами и Перечнем условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, следовательно, не является происходящим из Украины.

На основании указанных акта и решения таможенным органом были приняты решения от 21.01.2008 с N 10411000-13-04-15/535 по N 10411000-13-04-15/554 о стране происхождения товара, в которых страна их происхождения установлена как неизвестная.

Считая данные решения таможни недействительными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим
заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения таможенного органа являются законными и обоснованными.

Данный вывод судов является ошибочным.

Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с положениями гл. 6 Кодекса.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены (ст. 31 Кодекса) или подвергнуты достаточной переработке (ст. 32 Кодекса) в соответствии с критериями, установленными Кодексом, или в порядке, определенном Кодексом.

Из п. 1 ст. 32 Кодекса следует, что, если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями названной статьи.

Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, особо не оговариваются в соответствии с п. 4 названной статьи, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической Ф.И.О. любого из первых четырех знаков (п. 2 ст. 32 Кодекса).

Независимо от положений, установленных п. 2 названной статьи, не отвечают критериям достаточной переработки:

- операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;

- операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

- простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации;

- смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров (п.
3 ст. 32 Кодекса).

По п. 4 ст. 32 Кодекса для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, следующие критерии достаточной переработки:

- выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

- изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Согласно п. 1 ст. 36 Закона N 5003-1 при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде:

установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;

- освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:

- происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;

- происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии со ст. 37 Кодекса при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения -
и находящихся в торговом обороте между этими государствами, страна происхождения товаров определяется на основании Правил.

Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара или декларации о происхождении товара. При экспорте товаров из государства - участника Соглашения сертификат о происхождении товара выдается уполномоченным органом в соответствии с национальным законодательством государства-экспортера (п. 10 и 11 Правил).

Как указано в п. 19 Правил, товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение.

Из материалов дела следует, что для подтверждения страны происхождения товаров и права на получение тарифных преференций общество представило в таможню сертификаты формы СТ-1, выданные в Украине, и заключения о происхождении товара к сертификатам, выданные Ильичевским предприятием Одесской региональной Торгово-промышленной палаты.

К материалам дела также приобщены заключения Украинского научно-исследовательского института масел и жиров от 12.12.2006, Всероссийского научно-исследовательского института жиров Российской академии сельскохозяйственных наук от 19.07.2007, Московского филиала Всероссийского научно-исследовательского института жиров от 25.09.2007, из которых следует, что страной происхождения ввезенного товара является Украина.

Согласно п. 16 Правил и п. 4 ст. 36 Кодекса в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения. При этом таможенный орган страны ввоза в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает (информационное письмо N 110).

В данном случае таможня
не доказала, что сертификаты о происхождении товара оформлены ненадлежащим образом и относятся к другому товару, отличному от представленного обществом для таможенного оформления. Иные документы (экспертные заключения специализированных организаций, письма, разъяснения), приобщенные к материалам дела, также подтверждают достоверность сведений о стране происхождения товара, указанных обществом.

В нарушение п. 16 Правил, п. 4 ст. 36 Кодекса и положений информационного письма N 110 таможня провела таможенную ревизию в ходе которой выявила, что масло пальмовое рафинированное, дезодорированное, отбеленное, произведенное заводом “Дельта Вилмар СНГ“, не отвечает критерию происхождения, установленному Правилами в отношении масла пальмового, поскольку при его производстве выполняются не все технологические и производственные операции, предусмотренные Правилами.

Согласно п. 1 Правил, страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке).

В соответствии с п. 3, 4 Правил для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве - участнике Соглашения, применяется кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке (переработке).

В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, определение страны происхождения товара производится в соответствии с критерием достаточной обработки (переработки) товара.

Правилами определено, что критерий достаточной обработки/переработки может выражаться, в том числе, выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.

Приложением N 1 к Правилам установлен Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.

В соответствии с п. 1.1 Примечания 1 к данному Перечню в первых двух его
колонках указываются данные о продукте, полученном в результате обработки (переработки) сырья или материалов.

В п. 4.1 Примечания 4 к Перечню указано, что условия и операции, приведенные в третьей колонке настоящего Перечня, устанавливают минимальный объем выполнения производственных или технологических операций. Выполнение установленных производственных или технологических операций в меньшем объеме не определяет происхождения продукта.

В данном Перечне в позициях 1507 - 1515 (коды ТН ВЭД СНГ) значатся масла сырые растительные, масла гидратированные, масла рафинированные недезодорированные, масла рафинированные дезодорированные.

В качестве производственной и технологической операции, необходимой для определения страны происхождения масел по позициям 1507 - 1515 значится механическая очистка путем: отстаивания, фильтрования, центрифугирования, обработка горячей водой или паром, нейтрализация щелочью, обработка острым паром под вакуумом.

Таким образом, исходя из смысла вышеперечисленных норм, критерием достаточной обработки (переработки) является образование в процессе переработки такого товара, который имеет характерные только для него свойства. Указанные свойства приобретаются в результате воздействия на исходный товар посредством механической очистки, при этом обязательное выполнение всех перечисленных способов очистки в совокупности не предусмотрено.

Правильность такого толкования подтверждается изменениями, внесенными в Перечень на основании решения Экономического совета СНГ от 14.12.2007, в соответствии с которыми внесены изменения в наименование товара “Масла растительные рафинированные, фракции растительных масел нерафинированных или рафинированных, но без изменения химического состава“, а в качестве условия, необходимого для определения страны происхождения масел по позициям 1507 - 1515, значатся операции по рафинации и (или) фракционированию в условиях специализированного производства.

Из материалов дела следует, что производство рафинированного дезодорированного пальмового масла и его фракций на заводе “Дельта Вилмар СНГ“, находящемся в г. Южный (Украина), производится с полным соблюдением всех технологических стадий,
указанных в производственном технологическом регламенте. Согласно заключению Украинского НИИ масел и жиров пальмовое масло прошло цикл переработки, включая стадии кислотной гидратации, отбелки, физической и химической рафинации и дезодорации, из чего следует, что страной происхождения данного товара является Украина. Метод физической (бесщелочной) рафинации масел, используемый обществом, является передовой технологией, при этом технологические преобразования жирового сырья при использовании Ф.И.О. как и переработки щелочным методом. Конечная продукция при использовании любого из этих двух методов - масло пальмовое рафинированное дезодорированное отбеленное и его фракции украинского происхождения. Названное масло (его фракции) на заводе “Дельта Вилмар СНГ“ (Украина) подвергается последней существенной переработке, достаточной для придания ему его характерных свойств рафинированного отбеленного дезодорированного пальмового масла (его фракций).

При таких обстоятельствах обжалуемые решения таможни о стране происхождения товара являются недействительными.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, судами установлены достаточно полно, однако нормы материального права ими применены неверно, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования.

В связи с тем, что обществом при подаче кассационной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб., в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в указанном размере подлежит взысканию с таможни в пользу общества.

Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 21.07.2008 по делу N А50-4897/2008-А19 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по тому же делу отменить.

Заявление открытого акционерного общества “Пермский маргариновый завод “Сдобри“ удовлетворить.

Признать недействительными решения Пермской таможни о стране происхождения товара от 21.01.2008
с N 10411000-13-04-15/535 по N 10411000-13-04-15/554.

Взыскать с Пермской таможни в пользу открытого акционерного общества “Пермский маргариновый завод “Сдобри“ 1000 руб. в счет возмещения понесенных расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.

Определением ФАС Уральского округа от 05.03.2009 N Ф09-10225/08-С1 в данном постановлении исправлена опечатка - состав судей необходимо читать: “председательствующий Лимонов И.В., судьи Черкезов Е.О., Слюняева Л.В.“.

Председательствующий

ЛИМОНОВ И.В.

Судьи

ПОРОТНИКОВА Е.А.

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.