Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 09.02.2009 N Ф09-240/09-С3 по делу N А07-11760/08 Заявленные требования о признании недействительным решения налогового органа об увеличении исчисленного в заниженном размере налога на прибыль организаций удовлетворены правомерно, поскольку налогоплательщик является градообразующей организацией и вправе при исчислении налога включать в состав расходов фактически осуществленные затраты в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2009 г. N Ф09-240/09-С3

Дело N А07-11760/08

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О.Л.,

судей Глазыриной Т.Ю., Первухина В.М.,

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-11760/08 принято 25.09.2008, а не 22.12.2008.

рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2008 по делу N А07-11760/08.

В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества “Нефтекамский автозавод“ (далее - общество, налогоплательщик) - Исламов М.М. (доверенность от 24.04.2008 N 47).

Представители налогового органа, надлежащим
образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 22.07.2008 N 08-15/514.

Решением суда от 25.09.2008 (резолютивная часть от 18.09.2008; судья Давлеткулова Г.А.) заявленные требования удовлетворены.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие у общества доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения к расходам суммы убытка, полученного в результате деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств, указывает на недоказанность факта соблюдения обществом условий, предусмотренных ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации общества по налогу на прибыль за 2004 год принято решение от 22.07.2008 N 08-15/514 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и увеличении исчисленного в заниженном размере налога на прибыль организаций за 2004 год на 219 254 руб.

Основанием для доначисления налога в оспариваемой сумме послужили выводы инспекции о занижении обществом налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в связи с учетом в составе расходов сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств без соблюдения требований, установленных ст. 275.1 Кодекса.

Общество, полагая, что решение инспекции нарушает его права
и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд удовлетворил заявленные требования, исходя из того, что налогоплательщик является градообразующей организацией и вправе при исчислении налога на прибыль включать в состав расходов фактически осуществленные затраты, в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления.

Выводы суда являются правильными, соответствуют законодательству и обстоятельствам дела.

В силу ст. 246 Кодекса общество является плательщиком налога на прибыль. Статьей 247 Кодекса установлено, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

На основании п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Статьей 275.1 Кодекса предусмотрены особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. В силу абз. 10 ст. 275.1 Кодекса налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание объектов, названных в данной статье Кодекса, в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

Согласно ст. 169 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти
процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Положения, предусмотренные параграфом 2 “Банкротство градообразующих организаций“, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Судом установлено, что общество является градообразующим предприятием. Среднесписочная численность его работников в 2004 году составила 9327 человек. Статус общества как градообразующего предприятия также подтверждается письмом администрации городского округа г. Нефтекамска. Решением сессии Нефтекамского городского Совета депутатов утверждены нормативы затрат по содержанию 1 койко-места в общежитиях, которые составляют 2640 руб. Расходы на содержание спорного объекта приняты обществом в пределах утвержденных нормативов.

При таких обстоятельствах вывод суда о правомерном исключении обществом из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль расходов на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, является правильным.

Оснований для переоценки выводов, сделанных судом, в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется. Нормы материального права применены судом правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.

Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы, сделанные судом, и отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2008 по делу N А07-11760/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

ГАВРИЛЕНКО О.Л.

Судьи

ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.

ПЕРВУХИН В.М.