Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 21.01.2009 N Ф09-10477/08-С1 по делу N А07-8833/03 Заявление о замене ответчика удовлетворено правомерно, поскольку полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, в том числе выдача лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, переданы правопреемнику ответчика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2009 г. N Ф09-10477/08-С1

Дело N А07-8833/03

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Лимонова И.В., Ященок Т.П.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - министерство) на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.09.2008 по делу N А07-8833/03 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по указанному делу.

Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Специализированный отдел
по исполнению особых исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее - отдел) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о замене ответчика по делу N А07-8833/03 - Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных по Республике Башкортостан (далее - управление) на его процессуального правопреемника - министерство (с учетом уточнения заявленных требований).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: определение Арбитражного суда Республики Башкортостан принято 01.09.2008, а не 14.10.2008.

Определением суда от 14.10.2008 (судья Искандаров У.С.) заявленные требования удовлетворены. Произведена замена ответчика - управления по делу N А07-8833/03 на его процессуального правопреемника - министерство.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 (судьи Костин В.Ю., Бояршинова Е.В., Чередникова М.В.) определение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, министерство просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений ст. 48, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 58, 61 - 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Ассоциация охотников и рыболовов лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ассоциация) 11.06.2003 обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными решения управления об отказе в выдаче долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира и действий по выдаче именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2003 производство по данному делу было прекращено в связи с урегулированием спора сторонами и утверждено мировое соглашение, 18.08.2003 выдан исполнительный лист.

По делу N А07-8833/03 судом 13.10.2004 был выдан дубликат исполнительного
листа.

Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела от 18.06.2006 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 68/4812/2350/8/2008.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.2004 N 754 управление ликвидировано.

В связи с этим отдел обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о замене должника по исполнительному производству N 68/4812/2350/8/2008.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия правопреемства между министерством и управлением.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Частью 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Из ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ “О животном мире“ (далее - Закон о животном мире) следует, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти, указанные в Законе о животном мире, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Статьей 1 Закона о животном мире предусмотрено, что долгосрочная лицензия - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного
мира.

В соответствии со ст. 36 Закона о животном мире долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.1996 N 1574 “О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира“ определено, что долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира в порядке, установленном Законом о животном мире в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, выдает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Из п. 3 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 N 569 (ред. от 29.03.2001, с изм. от 02.04.2003) следует, что органами, уполномоченными выдавать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, являются Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и его территориальные органы - управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - служба), которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (п. 13 данного Указа).

На основании п. 1, 5.2.3 Положения Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в частности, в сфере использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, выдает разрешения на изъятие объектов
животного мира, отнесенных к объектам охоты, и лицензии на пользование этими объектами.

Согласно изменениям, внесенным в ст. 6 Закона о животном мире Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий“, осуществление полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, в том числе выдачи лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, передано Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Данные полномочия были переданы Министерству природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан в соответствии с Положением о Министерстве природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан от 24.05.2006 N УП-200.

На основании Указа Президента Республики Башкортостан от 27.06.2008 N УП-288 “О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан“ Министерство природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан было реорганизовано путем его разделения на министерство и Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан.

Положением о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан от 31.07.2008 N УП-346, определено, что министерство осуществляет полномочия по выдаче лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Поскольку спорные правоотношения возникли в публичной сфере, положения о правопреемстве, предусмотренные Гражданским
кодексом Российской Федерации, в данном случае не применимы.

Системный анализ приведенных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что министерство является правопреемником управления в спорных правоотношениях, субъектом которых являлось управление.

Следовательно, судами сделан правильный вывод о том, что отсутствие передаточных документов по имущественным обязательствам указанных органов не является основанием для отказа в признании правопреемства.

Доказательств наличия неурегулированных разногласий между названными органами в связи с наделением министерства полномочиями по выдаче лицензий на использование объектов животного мира заявителем не представлено (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В связи с этим ссылка министерства на отсутствие правопреемства между управлением и им является необоснованной.

При таких обстоятельствах суды обоснованно произвели замену управления на его правопреемника - министерство на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.09.2008 по делу N А07-8833/03 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛУКЬЯНОВ В.А.

Судьи

ЛИМОНОВ И.В.

ЯЩЕНОК Т.П.