Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 15.01.2009 N Ф09-10117/08-С4 по делу N А47-10769/2008АК-23 Иск об обязании регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ изменения, исключив из него сведения о войсковой части, удовлетворен правомерно, поскольку решения о придании войсковой части статуса юридического лица Министерство обороны РФ не принимало, войсковая часть учредительных документов и обособленного имущества не имеет, финансируется из федерального бюджета и не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2009 г. N Ф09-10117/08-С4

Дело N А47-10769/2008АК-23

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Дядченко Л.В.,

судей Азанова П.А., Крюкова А.Н.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной ИФНС N 7 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда от 10.09.2008 (резолютивная часть от 08.09.2008) по делу N А47-10769/2008АК-23.

В судебном заседании приняли участие представители:

Военной прокуратуры Приволжско-Уральского военного округа - Иванов Е.В. (доверенность от 24.12.2007 N 4/9392/88);

Министерства обороны Российской Федерации - Каргинов Р.Г. (доверенность от 23.05.2008 N 523).

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации о времени и месте
судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Межрайонной ИФНС N 7 по Оренбургской области, Межрайонной ИФНС N 10 по Оренбургской области о признании незаконными действий государственных органов и обязании Межрайонной ИФНС N 10 по Оренбургской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц изменения, исключив из него сведения о войсковой части 03658. Третье лицо - Государственное учреждение войсковая часть 03658.

Решением суда от 10.09.2008 (резолютивная часть от 08.09.2008; судья Жарова Л.А.) требования Военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены. Действия Межрайонной ИФНС N 7 по Оренбургской области по включению войсковой части 03658 в Единый государственный реестр юридических лиц признаны незаконными. Суд обязал Межрайонную ИФНС N 10 по Оренбургской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц изменения, исключив из него сведения о войсковой части 03658.

В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Межрайонная ИФНС N 7 по Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что инспекция, внося войсковую часть 03658 в Единый государственный реестр юридических лиц, действовала в соответствии с действующим законодательством (ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“).

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.08.2007, войсковая часть 03658 внесена в указанный реестр в качестве юридического лица, как зарегистрированного до вступления
в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (запись от 19.03.2003 N 1035615375663).

Установив данные обстоятельства при проведении прокурорской проверки и полагая, что указанные действия инспекции являются незаконными, прокурор на основании ст. 52, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование заявленных требований он указал на то, что войсковая часть 03658 не обладает признаками юридического лица и не была зарегистрирована в качестве такового до 01.07.2002.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия инспекции являются незаконными, поскольку правовых оснований для включения войсковой части 03658 в реестр у регистрирующего органа не имелось.

Данный вывод суда является правильным, основанным на материалах дела и требованиях закона.

Согласно ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

На основании норм Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне“, Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357, действовавшим до и в период внесения инспекцией в реестр спорной
записи, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом, решения о придании войсковой части 03658 статуса юридического лица Министерство обороны Российской Федерации не принимало; войсковая часть 03658 утвержденных в установленном порядке учредительных документов не имеет; в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества у нее нет, она финансируется из федерального бюджета и не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что войсковая часть 03658 не обладает признаками юридического лица, в связи с чем инспекция была не вправе вносить в реестр запись о ней как о юридическом лице.

Таким образом, суд правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что действия Межрайонной ИФНС N 7 по Оренбургской области соответствовали положениям ст. 26 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ судом кассационной инстанции не принимается, так как, поскольку надлежащих доказательств наличия у войсковой части 03658 статуса юридического лица до вступления в силу названного Закона в регистрирующий орган представлено не было, основания для регистрации войсковой части 03658 в качестве юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, отсутствовали.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда от
10.09.2008 (резолютивная часть от 08.09.2008) по делу N А47-10769/2008АК-23 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС N 7 по Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ДЯДЧЕНКО Л.В.

Судьи

АЗАНОВ П.А.

КРЮКОВ А.Н.