Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 N 15АП-9883/2009 по делу N А53-14235/2009 По делу о признании недействительным муниципального контракта и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2009 г. N 15АП-9883/2009

Дело N А53-14235/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Пономаревой И.В.

судей Ванина В.В., Величко М.Г.

При ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей по делу Пономаревой И.В.

В судебном заседании участвуют представители:

от истца: Акимов Виталий Витальевич - прокурор отдела

от ответчиков:

- от Администрации: Ф.И.О. паспорт, доверенность от 12.02.2008 г.

- от ЗАО “Ремонтник“: не явились, извещены

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34/70/75 лит. А апелляционную жалобу Первого заместителя прокурора Ростовской области на
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15 сентября 2009 года по делу N А53-14235/2009 принятое в составе судьи Воловой И.Э. о признании недействительным контракта

по иску: Первый заместитель прокурора Ростовской области

к ответчикам:

- Администрация Морозовского района,

- закрытому акционерному обществу “Ремонтник“

установил:

Первый заместитель прокурора области обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Администрации Морозовского городского поселения; ЗАО “Ремонтник“ о признании недействительным муниципального контракта N 438 от 14.10.08 г. и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязании ЗАО “Ремонтник“ возвратить Администрации Морозовского городского поселения денежные средства в сумме 114 936 руб., а Администрацию Морозовского городского поселения возвратить остановочный автобусный павильон по ул. Ворошилова (Лицей N 1) в г. Морозовске Ростовской области.

Решением суда от 15 сентября 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом Первый заместитель прокурора Ростовской области обжаловал его в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в части признания недействительным муниципального контракта N 438 от 14.10.08 г. и заявил отказ от исковых требований в части применения последствий недействительности сделок.

Представитель ответчика - Администрации Морозовского городского поселения против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. Против принятия отказа от иска в части применения последствий недействительности сделок не возражал, ссылаясь, что отказ не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы ответчиков.

Представитель ответчика - ЗАО “Ремонтник“ в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения спора надлежащим образом
извещен. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Дело рассматривается на основании ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика - ЗАО “Ремонтник“.

Изучив и оценив представленные в материалы дела документы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части на основании следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции проведенной прокуратурой Морозовского района Ростовской области проверкой исполнения бюджетного законодательства в части размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования “Морозовское городское поселение“, установлено, что администрацией Морозовского городского поселения 24 сентября 2008 г. проведен запрос котировок 42811М/Кот на строительство остановочного автобусного павильона по ул. Парижская Коммуна (м-н Переделкино) в г. Морозовске Ростовской области.

1 октября 2008 г. проведено рассмотрение и оценка котировочных заявок (протокол 78-42811М/Кот), по результатам которых победителем признано ЗАО “Ремонтник“.

6 октября 2008 г. администрация Морозовского городского поселения с ЗАО “Ремонтник“ заключила муниципальный контракт 420 на выполнение работ по строительству остановочного автобусного павильона по ул. Парижская Коммуна (м-н Переделкино) в г. Морозовске Ростовской области на сумму 211.534 руб.

26 сентября 2008 г. администрацией Морозовского городского поселения проведен запрос котировок 48764М/Кот на строительство остановочного автобусного павильона по ул. Халтурина (ДРСУ) в г. Морозовске Ростовской области.

3 октября 2008 г. проведено рассмотрение и оценка котировочных заявок (протокол 79-48764М/Кот), по результатам которых победителем признано ЗАО “Ремонтник“.

8 октября 2008 г. администрация Морозовского городского поселения с ЗАО “Ремонтник“ заключила муниципальный контракт 425 на выполнение работ по строительству остановочного автобусного павильона по ул. Халтурина (ДРСУ) в г.Морозовске Ростовской области на сумму 109
099 руб.

26 сентября 2008 г. администрацией Морозовского городского поселения проведен запрос котировок 48756М/Кот на строительство остановочного автобусного павильона по пер. Космическому (кафе Лазоревое) в г. Морозовске Ростовской области.

3 октября 2008 г. проведено рассмотрение и оценка котировочных заявок (протокол 79-48756М/Кот), по результатам которых победителем признано ЗАО “Ремонтник“.

8 октября 2008 г. администрация Морозовского городского поселения с ЗАО “Ремонтник“ заключила муниципальный контракт 426 на выполнение работ по строительству остановочного автобусного павильона по пер. Космическому (кафе Лазоревое) в г. Морозовске Ростовской области на сумму 156 504 руб.

Таким образом, в 4 квартале 2008 г. администрация Морозовского городского поселения, разместила заказ на выполнение одноименных работ (строительство остановочных автобусных павильонов) по средствам запроса котировок и заключила 3 муниципальных контракта на общую сумму 477 137 руб.

Статьей 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ установлено, что заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.

Как указал истец, в нарушение указанных требований федерального законодательства администрацией Морозовского городского поселения 02 октября 2008 проведен запрос котировок 49778М/Кот на строительство остановочного автобусного павильона по ул. Ворошилова (Лицей N 1) в г. Морозовске Ростовской области.

09 октября 2008 г. проведено рассмотрение и оценка котировочных заявок (протокол 81-49778М/Кот), по результатам которых победителем признано ЗАО “Ремонтник“.

14 октября 2008 г. администрация Морозовского городского поселения с ЗАО “Ремонтник“ заключила муниципальный контракт N 438 на выполнение работ по строительству остановочного автобусного павильона по
ул. Ворошилова (Лицей N 1) в г. Морозовск Ростовской области на сумму 114 936 руб.

Таким образом, администрация Морозовского городского поселения в 4 квартале 2008 года разместила заказ на выполнение одноименных работ (строительство остановочных автобусных павильонов) посредством запроса котировок и заключила 4 муниципальных контракта на общую сумму 592 073 руб., превысив установленное федеральным законодательством ограничение на 92 073 руб.

Статьей 1 Федерального закона от 21 июля 2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ установлено, что данный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Прокурор считает, что муниципальный контракт N 438 от 14.10.08 г. на выполнение работ по строительству остановочного автобусного павильона по ул. Ворошилова (Лицей N 1) в г. Морозовске Ростовской области на сумму 114 936 руб. между администрацией Морозовского городского поселения и ЗАО “Ремонтник“ заключен с нарушением положений п. 3 ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, в связи с чем и обратился в суд с иском.

В соответствии с ч. 3 ст. 42 Закона “О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ) под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Номенклатура товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в настоящее время не разработана.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 19 ст. 65 Закона, до утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

Строительство остановочных автобусных павильонов в г. Морозовске относится к аналогичным по техническим и функциональным характеристикам работам, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства. Из анализа содержания представленных в
материалы дела актов приемки работ по муниципальным контрактам на строительство остановочных комплексов следует, что подрядчику по всем контрактам поручены аналогичные по своему содержанию работы, незначительно отличающиеся по объемам.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что размещение администрацией Морозовского городского поселения заказа на выполнение одноименных работ путем запроса котировок на сумму 643 357 руб. является основанием для признания недействительным муниципального контракта N 438 от 14.10.08 г.

На основании изложенного, суд считает, что требование истца о признании недействительным муниципального контракта N 438 от 14.10.08 г. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

По требованиям истца о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязании ЗАО “Ремонтник“ возвратить Администрации Морозовского городского поселения денежные средства в сумме 114 936 руб., а Администрацию Морозовского городского поселения возвратить остановочный автобусный павильон по ул. Ворошилова (Лицей N 1) в г. Морозовске Ростовской области производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

Исследовав отказ прокурора от исковых требований, суд на основании ч. 5 ст. 49 АПК РФ признал его подлежащим принятию в связи с тем, что он не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы каких-либо третьих лиц. На этом основании производство по делу в указанной части подлежит прекращению в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Принимая во внимание изложенное, и, исходя из правил, установленных статьей 110 АПК РФ, которой предусмотрено, что судебные расходы относятся
на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, судебные расходы относятся судом на Администрацию Морозовского городского поселения, имеющую на основании ст. 333.37 НК РФ льготу по уплате госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение арбитражного суда Ростовской области от 15 сентября 2009 года по делу N А53-14235/2009 отменить.

Признать муниципальный контракт N 438 от 14.10.08 г. на выполнение работ по строительству остановочного автобусного павильона по ул. Ворошилова (Лицей N 1) в г. Морозовске Ростовской области на сумму 114 936 руб., заключенный между Администрацией Морозовского городского поселения и ЗАО “Ремонтник“, недействительным.

В части применения последствий недействительности сделки производство по делу прекратить.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

И.В.ПОНОМАРЕВА

Судьи

В.В.ВАНИН

М.Г.ВЕЛИЧКО