Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 N 15АП-9893/2009 по делу N А32-16380/2009 По делу о взыскании единого социального налога.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2009 г. N 15АП-9893/2009

Дело N А32-16380/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гиданкиной А.В.

судей Т.Г. Гуденица, И.Г. Винокур

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анисимовым В.В.

при участии:

от Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю: Щербина В.А. - представитель по доверенности от 30.12.2009 N 06-06/21436, Савченко М.А. - представитель по доверенности от 03.11.2009 г. N 05/314

от ФГУ Министерства обороны Российской Федерации “168 поликлиника“: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю

на
решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 20 августа 2009 года по делу N А32-16380/2009-58/198

по заявлению Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю

к заинтересованному лицу ФГУ Министерства обороны Российской Федерации “168 поликлиника“

о взыскании 82 062 руб.

принятое в составе судьи Шкира Д.М.

установил:

Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю, г. Сочи (далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к ФГУ Министерства обороны Российской Федерации “168 поликлиника“, г. Сочи (далее - учреждение) о взыскании ЕСН в сумме 82 062 руб., а именно: ЕСН, зачисляемый в Пенсионный фонд в сумме 23 713 руб. по сроку уплаты налога 15.08.2008; ЕСН, зачисляемый в Пенсионный фонд в сумме 15 027 руб. по сроку уплаты налога 15.09.2008; ЕСН, зачисляемый в Пенсионный фонд в сумме 15 366 руб. по сроку уплаты налога 15.10.2008; ЕСН, зачисляемый в ФФОМС в сумме 4 348 руб. по сроку уплаты налога 15.08.2008; ЕСН, зачисляемый в ФФОМС в сумме 2 755 руб. по сроку уплаты налога 15.09.2008; ЕСН, зачисляемый в ФФОМС в сумме 2 817 руб. по сроку уплаты налога 15.10.2008; ЕСН, зачисляемый в ТФОМС в сумме 7 905 руб. по сроку уплаты налога 15.08.2008; ЕСН, зачисляемый в ТФОМС в сумме 5 009 руб. по сроку уплаты налога 15.09.2008; ЕСН, зачисляемый в ТФОМС в сумме 5 122 руб. по сроку уплаты налога 15.10.2008.

Оспариваемым решением от 20 августа 2009 с ФГУ Министерства обороны Российской Федерации “168 поликлиника“, взыскан ЕСН в Пенсионный фонд за 3 квартал 2008 года в размере 2 823,70 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован
тем, что учреждением за счет собственных средств через лицевой счет ФГУ Министерства обороны РФ “Сочинский центральный военный санаторий“ перечислены в бюджет денежные средства в счет уплаты ЕСН за 3 квартал 2008 г., что подтверждается платежными поручениями. Таким образом, недоимка по уплате ЕСН в Пенсионный фонд за 3 квартал 2008 г. составила 2823,70 руб. Суд указал, что отсутствие лицевого счета у учреждения не освобождает его от исполнения обязанности по уплате налогов, поэтому оно вправе перечислять денежные средства через лицевой счет ФГУ Министерства обороны РФ “Сочинский центральный военный санаторий“.

Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.

Податель жалобы указывает, что внутриведомственные документы Министерства обороны и устав учреждения содержат прямое указание на необходимость открытия отдельного лицевого счета для ФГУ МО РФ “168 поликлиника“. Исходя из содержания п. 1 ст. 45 НК РФ, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика, должны быть подписаны им самим, уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что учреждение именно за счет собственных средств исполнило обязанность по уплате ЕСН.

Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом.

При таких обстоятельствах судебное заседание проводится в порядке ст. 156 АПК РФ без участия представителя учреждения.

В судебном заседании представители Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю поддержали доводы апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность принятого судебного
акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, учреждение является юридическим лицом, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.06.2009, осуществляет деятельность на основании Устава учреждения.

Учреждением в налоговый орган 22.10.2008 был представлен расчет по авансовым платежам по ЕСН за 9 месяцев 2008 года.

В связи с неоплатой суммы налога, подлежащего оплате, налоговым органом выставлено требование от 14.11.2008 N 70244 об уплате ЕСН в размере 82 062 руб. сроком уплаты до 05.12.2008.

Учреждением требование не исполнено, что послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с заявлением в порядке статьи 46 НК РФ и статьи 115 НК РФ.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке и сроки налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ предусмотрено, что плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является
выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 1 статьи 237 НК РФ предусмотрено, что налоговая база налогоплательщиков (организаций, производящих выплаты физическим лицам) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 237 НК РФ налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 настоящего Кодекса.

Статьей 240 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Из содержания пунктов 1 - 3 статьи 243 НК РФ следует, что сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Пунктом 7 статьи 243
НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 244 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Как следует из материалов дела, обязанность по уплате учреждением в бюджет ЕСН за 3 квартал 2008 года в общей сумме 82 062 рублей подтверждается расчетом авансовых платежей за 9 месяцев 2008 года, представленным учреждением в налоговый орган.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, в частности, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Из материалов дела следует, что налогоплательщик учрежден Министерством обороны Российской Федерации
и находится в непосредственном подчинении Северо-Кавказского военного округа, финансируется за счет средств федерального бюджета. Однако у учреждения в органах федерального казначейства не открыт лицевой счет, а финансирование ответчика из федерального бюджета производится через лицевой счет вышестоящей организации, в частности Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации “Сочинский центральный военный санаторий“. В связи с отсутствием собственного лицевого счета, учреждением обязанность по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет осуществляется за счет собственных средств через лицевой счет Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации “Сочинский центральный военный санаторий“.

Из содержания письма отделения по г. Сочи Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю N 1067 от 16.12.2008 года следует,что для открытия лицевого счета организацией получателем средств федерального бюджета необходимо представление следующих документов:

- заявления на открытие лицевого счета;

- копии учредительных документов, заверенных учредителями или в нотариальном порядке;

- копию документа о государственной регистрации в качестве юридического лица, заверенную учредителем, органом, осуществляющим государственную регистрацию или в нотариальном порядке;

- карточка образцов подписей, заверенная подписью руководителя (иного уполномоченного им лица) вышестоящей организации и оттиском гербовой печати вышестоящей организации. Также обязательным условием для открытия лицевого счета является включение учреждения в СРРПБС.

Из изложенного следует, что для открытия учреждением лицевого счета в органах федерального казначейства требуется обязательное согласие учредителя и вышестоящей организации. Однако, из пояснений учреждения следует, что Министерство обороны Российской Федерации как учредитель ответчика и командование Северо-Кавказского военного округа как вышестоящая организация не считают целесообразным открытие учреждением своего лицевого счета в связи с функционированием в структуре Министерства обороны Российской Федерации системы централизованной бухгалтерии, позволяющей проводить комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности учрежденных
Министерством обороны Российской Федерации организаций (л.д. 22).

Как следует из содержания представленной в материалы дела справки учреждения, на 01.01.2008 за учреждением числилась переплата по ЕСН в ФФОМС - 26 800,48 руб. Начислено за январь - 5 430,72 руб., февраль - 3 099 руб., март - 3 845 руб. В апреле 2008 года учреждением перечислены денежные средства по ЕСН в ФФОМС в размере 15 000 руб. на основании платежного поручения от 07.04.2008 N 537 (л.д. 32). После перечисления платежа переплата составила 29 425,76 руб. Начислено за апрель - 3 346 руб., за май - 3 446 руб., за июнь - 3 847 руб. за июль - 4 348 руб., за август - 2 755 руб., за сентябрь - 2 817 руб. Таким образом, на 01.11.2008 переплата по ЕСН в ФФОМС составила 8 866,76 руб., что налоговым органом и не оспаривалось.

Учреждением за счет собственных средств, через лицевой счет Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации “Сочинский центральный военный санаторий“ перечислены в бюджет денежные средства в счет уплаты ЕСН за 3 квартал 2008 года, указанное обстоятельство подтверждается платежными поручениями от 05.08.2008 N 1361 на сумму 7 864,43 руб. за июль 2008 года ЕСН в ТФОМС; от 04.09.2008 N 1614 на сумму 8 000 руб. за август 2008 года ЕСН в ТФОМС; от 08.10.2008 N 1871 на сумму 2 200 руб. за сентябрь 2008 года ЕСН в ТФОМС; от 05.08.2008 N 1366 на сумму 20 782,30 руб. за июль 2008 года ЕСН в Пенсионный фонд; от 04.09.2008 N 1615 на сумму 25 000 руб. за
август 2008 года ЕСН в Пенсионный фонд; от 08.10.2008 N 1872 на сумму 5 500 руб. за сентябрь 2008 года ЕСН в Пенсионный фонд (л.д. 33-40).

Суд правильно указал, что отсутствие лицевого счета у учреждения не освобождает его от исполнения обязанности по уплате налогов, поэтому оно вправе перечислять денежные средства через лицевой счет федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации “Сочинский центральный военный санаторий“. Суд исследовал представленные платежные документы и установил, что во всех оформленных платежных поручениях в поле “назначение платежа“ указано на перечисление ЕСН и период, за который производится уплата налога.

Отклоняя доводы жалобы налогового органа о том, что учреждение должно было уплатить ЕСН исключительно самостоятельно и уплата налогов за налогоплательщика иным лицом недопустима, суд апелляционной инстанции принимает во внимание специфику учреждения как учреждения Министерства Обороны Российской Федерации, не имеющего собственных счетов.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о доказанности учреждением факта частичной оплаты ЕСН и отсутствии оснований у налогового органа для взыскания уплаченной налогоплательщиком суммы налога в добровольном порядке в судебном порядке.

Материалами дела подтверждено, что недоимка по уплате ЕСН в Пенсионный фонд за 3 квартал 2008 года составила 2 823,70 руб., порядок взыскания данной суммы налоговым органом соблюден.

При таких обстоятельствах, налоговый орган правомерно обратился в суд с заявлением о взыскании с учреждения ЕСН в Пенсионный фонд за 3 квартал 2008 года в размере 2 823,70 руб., которую суд правомерно взыскал.

Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной коллегией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом, так и не основанным на нормах налогового законодательства.

Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2009 г. по делу N А32-16380/2009-58/198 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

А.В.ГИДАНКИНА

Судьи

Т.Г.ГУДЕНИЦА

И.Г.ВИНОКУР