Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 N 15АП-9358/2009 по делу N А32-7183/2009 По делу о признании недействительными требований таможенного органа об уплате таможенных платежей.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2009 г. N 15АП-9358/2009

Дело N А32-7183/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуденица Т.Г.,

судей Ивановой Н.Н., Шимбаревой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.

при участии:

от заявителя - ОАО “НАК “Азот“ - представителя Волошина В.В., доверенность N 44/2/12 от 27.01.2009 г.,

от государственного органа - Новороссийской таможни - представитель не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 июня 2009 года по делу N А32-7183/2009,

принятое судьей Погореловым И.А.,

по заявлению открытого акционерного общества “Новомосковская акционерная
компания “Азот“

о признании недействительными требований Новороссийской таможни от 26.12.2008 г. N 1211, 1212, 1213, 1214, 1215 об уплате таможенных платежей,

установил:

открытое акционерное общество “Новомосковская акционерная компания “Азот“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании недействительными требований Новороссийской таможни от 26.12.2008 г. N 1211, 1212, 1213, 1214, 1215 об уплате таможенных платежей.

Решением суда от 30.06.2009 г. заявленные требования удовлетворены на том основании, что Новороссийской таможней неправомерно повторно начислены обществу к уплате таможенные сборы за таможенное оформление товаров при подаче полных таможенных деклараций.

Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 30.06.2009 г. отменить, полагая, что подача полной таможенной декларации рассматривается как отдельная операция таможенного оформления.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просило отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Новороссийская таможня, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в апелляционной инстанции, явку представителя не обеспечила, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, что не препятствует рассмотрению дела в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, за таможенное оформление товаров, ранее задекларированных по временным таможенных декларациям,
Новороссийской таможней на основании представленных полных грузовых таможенных деклараций N 10317110/280808/0001003, 10317110/290808/0001042, 10317110/290808/0001041, 10317110/290808/0001038, 10317110/300808/0001075, 10317110/250908/0001622, 10317110/250908/0001624, 10317110/250908/0001625, 10317110/300908/0001719 обществу выставлены требования от 26.12.2008 г. N 1211 - 1215 об уплате таможенных сборов в размере 800000 рублей и пени за несвоевременную уплату в сумме 33151 рубль 67 копеек.

Общество добровольно исполнило указанные требования, однако оспорило его в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оспариваемые требования таможенного органа обоснованы неуплатой обществом сборов за таможенное оформление. Ссылаясь на Письмо ФТС России от 20.11.2008 г. N 01-30/48899, таможенный орган полагает, что таможенные сборы общество должно уплачивать как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации.

Согласно пункту 1 статьи 137 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 названного Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной
таможенной декларации.

Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункт 2 статьи 137 ТК РФ).

В силу подпункта 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357.1 ТК РФ к таможенным сборам, в том числе, относятся таможенные сборы за таможенное оформление.

Согласно пункту 1 статьи 357.6 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 г. N 863 установлены ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров. Пунктом 7 указанного Постановления определено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в Решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и Определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной
таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодекса Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Данные выводы изложены в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 г. N 4574/08 и поддержаны Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 07.11.2008 г. N 631-О-О.

Учитывая изложенное правоприменительное толкование порядка уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при периодическом временном декларировании российских товаров, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Постановлением Правительства РФ
от 10.03.2009 г. N 220 Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863 дополнено пунктом 7.1 следующего содержания: “при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации“.

Однако данная норма к спорным правоотношениям, возникшим в период с сентября по октябрь 2008 года, не применима, так как введена в действие с 25 марта 2009 года и не имеет обратной силы, поскольку не улучшает положение общества.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконными обжалуемые требования Новороссийской таможни.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 июня 2009 года по делу N А32-7183/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Т.Г.ГУДЕНИЦА

Судьи

Н.Н.ИВАНОВА

Н.В.ШИМБАРЕВА