Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 N 15АП-8033/2009 по делу N А32-15194/2009 По делу о признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в уклонении от регистрации в качестве страхователя, обязании устранить допущенное нарушение путем регистрации в качестве страхователя.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2009 г. N 15АП-8033/2009

Дело N А32-15194/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смотрова Н.Н.

судей С.И. Золотухина, Т.И. Ткаченко

при ведении протокола судебного заседания председательствующим

при участии:

от заявителя: представителей по доверенности Правотворова Г.В. (доверенность от 14.05.09 г. сроком действия до 14.05.10 г.), Якимова А.М. (доверенность от 14.05.09 г. сроком действия до 14.05.10 г.);

от заинтересованного лица: ведущего консультанта Бережной О.В. (доверенность от 31.12.08 г. N 82 сроком действия до 31.12.09 г.)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования,

на решение Арбитражного суда
Краснодарского края от 08.07.2009 г. по делу N А32-15194/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Дигитал.Лайф“

к заинтересованному лицу Краснодарскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования

о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от регистрации в качестве страхователя, обязании устранить допущенные нарушения путем регистрации в качестве страхователя,

принятое в составе судьи Погорелова И.А.,

установил:

обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд), выразившихся в уклонении (отказе) от регистрации общества в качестве страхователя по месту нахождения филиала и обособленного подразделения общества в г. Краснодаре (далее - заявление о регистрации), а также об обязании Фонда устранить допущенное нарушение прав общества путем его регистрации в качестве страхователя по месту нахождения филиала и обособленного подразделения общества в г. Краснодаре.

Решением суда от 08.07.09 г. заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ в регистрации общества в качестве страхователя по месту нахождения его филиала и обособленного подразделения в г. Краснодаре противоречит требованиям ст. ст. 9, 9.1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ (далее - Закон N 1499-1) и п. п. 1, 3, 4, 5 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 570 “Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании“ (далее - Правила регистрации). Суд установил, что вместе с заявлением о регистрации общество предоставило Фонду все документы, установленный п. 4 Правил регистрации. Требование Фонда о предоставлении вместе с заявлением о регистрации доказательств уплаты обществом взносов на обязательное медицинское страхование в фонд обязательного медицинского
страхования по месту нахождения филиала и обособленного подразделения общества в г. Краснодаре суд признал не основанным на законе.

Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что общество с заявлением о регистрации не предоставило всех необходимых для этого документов. Так, в соответствии с Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23.08.2000 N 70 и Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 30-МЗ с заявлением о регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения предприятие должно предоставить доказательства уплаты взносов в фонд по месту нахождения этого обособленного подразделения. Общество таких доказательств не представило. Предоставленные им доказательства уплаты данных взносов в фонд по месту его нахождения - в г. Ростове-на-Дону - являются ненадлежащими. Уплатив взносы на обязательное медицинское страхование в фонд по месту регистрации общества, а не по месту нахождения его филиала, общество тем самым нарушило требования п. 8 ст. 243 НК РФ. Регистрация филиала общества в подразделении фонда по месту нахождения без поступления от общества в данный фонд взносов также причинит фонду убытки.

Общество в отзыве на жалобу возражало против ее удовлетворения, сославшись на законность решения суда. В силу ст. ст. 9, 9.1 Закона N 1499-1 регистрация в территориальном подразделении фонда по месту нахождения обособленного подразделения общества в течение 30 дней со дня его создания является обязанностью общества, которая не обусловлена данным Законом обязанностью по уплате взносов по месту нахождения данного обособленного подразделения именно с даты его создания.

Законность
и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

В судебном заседании представитель Фонда настаивал на отмене решения суда, сославшись на приведенные в апелляционной жалобе доводы. На вопрос суда о том, имеются ли у Фонда доказательства того, что у общества по состоянию на даты обращений к Фонду о регистрации в качестве страхователя в территориальном органе фонда обязательного медицинского страхования по месту нахождения филиала и обособленного подразделения задолженность по взносам на обязательное медицинское страхование, представитель Фонда ответил отрицательно.

Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, сославшись на доводы, приведенный в рассмотренном судом первой инстанции заявлении и в отзыве на апелляционную жалобу.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества и Фонда, суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.02.08 г. общество зарегистрировано в качестве юридического лица в ИФНС России по Советскому району г. Ростова-на-Дону (свидетельство серия 61 N 006087095).

19.03.08 г. общество зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования г. Ростова-на-Дону (далее - РОФОМС) за регистрационным номером 6046807810021872.

27.05.08 г. в ЕГРЮЛ были зарегистрированы изменения, внесенные обществом в свой устав - общество приняло решение о создании филиала по адресу г. Краснодар, ул. Седина, 142 и обособленного подразделения г. Краснодар, ул. Ростовское шоссе, 14.

23.06.08 г. общество было поставлено на учет ИФНС России N 2 по г. Краснодару по месту нахождения его обособленного подразделения
(л.д. 7).

27.06.08 г. общество было поставлено на учет ИФНС России N 2 по г. Краснодару по месту нахождения его филиала (л.д. 8).

02.09.08 г. общество обратилось в Краснодарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования с заявлениями о регистрации в качестве страхователя в территориальном органе фонда обязательного медицинского страхования по месту нахождения филиала и обособленного подразделения (л.д. 9).

09.09.08 г. Фонд письмом за N 3025 отказал обществу в регистрации. Отказ мотивирован тем, что общество уплачивает единый социальный налог по месту своего нахождения (г. Ростов), в связи с чем не является страхователем по месту расположения обособленного подразделения и должно обеспечивать сотрудников подразделения страховыми медицинскими полисами по своему договору обязательного медицинского страхования, заключенному на территории Ростовской области. Обществу было указано, что оно будет зарегистрировано по месту нахождения его филиала и обособленного подразделения после предоставления доказательств уплаты взносов в подразделение фонда по месту нахождения этих филиала и подразделения (л.д. 10 - 11).

29.09.08 г. и 12.12.08 г. общество во второй и в третий раз подало в Фонд заявления о регистрации в качестве страхователя в территориальном органе фонда обязательного медицинского страхования по месту нахождения филиала и обособленного подразделения (л.д. 13, 17 - 18).

03.10.08 г. письмом N 3289 и 22.12.08 г. письмом N 4460 Фонд отказал обществу в регистрации по основаниям, указанным в письме от 09.09.08 г. N 3025 (л.д. 14 - 15, 19 - 20).

04.06.09 г. общество обжаловало указанные отказы Фонда в регистрации в арбитражный суд, также заявив требование об обязании устранить допущенное нарушение его прав путем регистрации общества в фонде по месту нахождения филиала и обособленного подразделения. Общество
также ходатайствовало о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления. Судом первой инстанции это ходатайство удовлетворено.

Повторно рассмотрев заявление общества, суд апелляционной инстанции признал правомерным его удовлетворение судом первой инстанции.

В частности, как правильно установил суд первой инстанции, основания и процедура регистрации в территориальном фонде обязательного медицинского страхования по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица Ф.И.О. закреплена ст. ст. 9, 9.1 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании“ и принятым во исполнение и на основании данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 570, которым утверждены “Правила регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании“ “Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании“.

Так, ст. 9 Закона N 1499-1 установлена обязанность страхователя зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования в порядке, установленном ст. 9.1 этого Закона.

В соответствии со ст. 9.1 Закона N 1499-1 регистрация при обязательном медицинском страховании страхователей-организаций по месту нахождения их обособленных подразделений осуществляется в территориальных фондах обязательного медицинского страхования на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения;

Порядок регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 5 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации во исполнение ст. 9.1 Закона N 1499-1 Правил регистрации, организация, имеющая обособленные подразделения, обязана зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальном фонде по месту нахождения каждого обособленного подразделения при обязательном медицинском страховании на основании заявления по форме согласно приложению
N 1.

Указанное заявление представляется в территориальный фонд в срок не позднее 30 дней с даты создания обособленного подразделения с предоставлением копий следующих документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке:

- документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении);

- документы, подтверждающие исполнение организацией обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования;

- свидетельство о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения.

Иных требований к процедуре и основаниям регистрации в территориальном фонде обязательного медицинского страхования для организации по месту нахождения ее обособленного подразделения Законом N 1499-1 и Правилами регистрации не установлено.

В указанном Законе и Правилах регистрации также отсутствуют всякие указания на то, что какие-либо органы, в том числе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, имеют право дополнить приведенные в них требования к основаниям и процедуре данной регистрации какими-либо дополнительными требованиями.

Как правильно установил суд первой инстанции, общество вместе с поданными в Фонд заявлениями о регистрации в территориальном подразделении Фонда в г. Краснодаре все документы, указанные в п. 5 Правил регистрации: нотариально заверенную копию устава; нотариально заверенную копию положения о филиале; свидетельство о регистрации страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании г. Ростов-на-Дону N 604680810021872 от 19.03.2008; свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 20.02.2008 серия 61 N 006136052; уведомление о постановке на учет Российской организации в налоговом органе на территории
Российской Федерации от 27.06.2008; справку по ф.39-1 из ИФНС г. Ростова-на-Дону об отсутствии задолженности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования.

На этом основании судом первой инстанции сделан основанный на законе вывод о том, что, трижды отказав обществу в регистрации в фон г. Краснодара, находящемся по месту нахождения филиала и обособленного подразделения общества, Фонд тем самым нарушил требования ст. ст. 9, 9.1 Закона N 1499-1 и п. 5 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации Правил регистрации.

Ссылка Фонда на то, что общество с заявлением о регистрации было обязано предоставить доказательства уплаты взносов именно в территориальное подразделение фонда по месту нахождения филиала и обособленного подразделения, как это указано в Приказе Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23.08.2000 N 70 и Письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 30-МЗ, правомерно отклонена судом первой инстанции

В Законе N 1499-1 и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации Правилах регистрации, Ф.И.О. регламентирующих основания и порядок регистрации страхователей в фонде обязательного медицинского страхования, отсутствуют всякие указания на то, что какие-либо органы, в том числе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, имеют право дополнить приведенные в них требования к основаниям и процедуре данной регистрации какими-либо новыми требованиями.

В п. 5 Правил регистрации отсутствует всякое указание на то, что к заявлению о регистрации должен быть приложен документ, подтверждающий не просто исполнение заявителем обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования, а именно доказательства уплаты этого налога по месту нахождения того территориального подразделения федерального фонда обязательного медицинского страхования, которое находится
по месту регистрации соответствующего обособленного подразделения заявителя.

Пункт 8 ст. 243 НК РФ, на которую ссылается Фонд в жалобе, приведенный в п. 5 Правил регистрации перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о регистрации в фонде обязательного медицинского страхования не дополняет.

У Фонда отсутствует право по контролю за соблюдением требований той нормы. В случае ее нарушения, соответствующие меры реагирования к обществу могут быть применены налоговыми органами.

В связи с этим у Фонда не имелось законных оснований требовать от общества предоставления доказательств уплаты взносов в Краснодарский территориальный фонд медицинского страхования.

Кроме того, учитывая установленную ст. 243 НК РФ периодичность уплаты налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования, данное требование является неисполнимым, поскольку ст. ст. 9, 9 Закона N 1499-1 для страхователя установлена обязанность подать заявление о регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования по месту нахождения обособленного подразделения в срок не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Так, на дату подачи такого заявления установленный ст. 243 НК РФ срок уплаты налога может еще не наступить. В связи с этим, у заявителя объективно не будет иметься возможности предоставить фонду документ, подтверждающий уплаты налога именно в подразделение фонда по месту нахождения обособленного подразделения. Однако, в Приказе Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23.08.2000 N 70 и Письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 30-МЗ альтернативы для таких случаев не установлено - к заявлению о регистрации должен быть приложен документ, обязательно подтверждающий уплату налога именно по месту нахождения подразделения фонда, о регистрации в котором подано заявление.

Доводы Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования
о причинении ему обществом убытков в случае регистрации общества в данном фонде по месту нахождения обособленных подразделений общества в г. Краснодаре судом апелляционной инстанции отклоняются как неосновательные. Общество уплатило в полном объеме единый социальный налог в Федеральный внебюджетный фонд обязательного медицинского страхования за всех его работников, как в головном подразделении общества в г. Ростове-на-Дону, так и в его обособленных подразделениях в г. Краснодаре. Соответственно, то обстоятельство, что эти денежные средства уплачены по месту нахождения другого территориального подразделения фонда обязательного медицинского страхования, находящегося в г. Ростове-на-Дону, назначения этих средств не изменяет. Это денежные средства единого Федерального внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования.

Внутренние трудности перераспределения данных денежных средств между Ростовским и Краснодарским территориальными подразделениями одной и той же организации - Федерального фонда обязательного медицинского страхования, на которые ссылается в жалобе Краснодарское территориальное подразделение Фонда, не должны являться основанием для обременения страхователей, обращающихся в одно из территориальных подразделений фонда обязательного медицинского страхования за регистрацией во исполнение требований ст. 9 Федерального закона N 1499-1, дополнительными требованиями, которые федеральным законодателем и Правительством Российской Федерации для них установлены не были.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба Фонда отклоняется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.09 г. оставить без изменения. апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Н.Н.СМОТРОВА

Судьи

С.И.ЗОЛОТУХИНА

Т.И.ТКАЧЕНКО