Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 N 15АП-914/2009 по делу N А32-5811/2008-45/125 По делу о признании недействительным предписания налогового органа о прекращении деятельности игорных заведений.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2009 г. N 15АП-914/2009

Дело N А32-5811/2008-45/125

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Захаровой Л.А

судей Андреевой Е.В., Шимбаревой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.

при участии:

от Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару - Кабыщенко Николай Александрович, доверенность от 27.11.2008 г. N 05-49/21717,

от ООО “Спейс“ - представитель - Иващенко Андрей Борисович, доверенность от 01.02.2009 г. N 01,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 5 по г. Краснодару

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 декабря 2008
г. по делу N А32-5811/2008-45/125,

принятое в составе судьи Федькина Л.О.

по заявлению ООО “Спейс“

к ИФНС России N 5 по г. Краснодару

о признании недействительным предписания налогового органа

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Спейс“ (далее - ООО “Спейс“) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России N 5 по г. Краснодару (далее - ИФНС России N 5 по г. Краснодару) о признании недействительным предписания от 11.02.2008 г. о прекращении деятельности игорных заведений.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что Законом “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ“ и Законом Краснодарского края “О регулировании деятельности по организации и проведению игр на территории Краснодарского края“ не установлено требований по расстоянию территориального размещения игорных заведений от образовательных учреждений, что исключает соответствие оспариваемого предписания нормам названных нормативных актов. На протяжении срока действия полученной обществом лицензии, законодательством не предусматривалось ограничений, касающихся определенной территориальной удаленности от каких-либо социальных объектов. Предписание о прекращении деятельности игорного заведения должно выноситься руководителем налогового органа.

Не согласившись с данным судебным актом, ИФНС России N 5 по г. Краснодару обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда от 10.12.2008 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что в силу статьи 3 Закона Краснодарского края от 13.02.2006 г. “Об игорном бизнесе на территории Краснодарского края“ игорные заведения не могут быть размещены ближе 300 метров от любой точки границы территории, на
которой расположены образовательные учреждения. Расстояние от игорного заведения ООО “Спейс“ до школы составляет 175 метров. Спорное предписание подписано заместителем начальника инспекции на основании приказа о праве подписи документов на период отсутствия начальника инспекции.

Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что налоговые органы уполномочены Правительством РФ на осуществление контроля за деятельностью игорных заведений только с 03.03.2008 г., следовательно, предписание от 11.02.2008 г. вынесено инспекцией с превышением полномочий. Оспариваемое предписание подписано не начальником налоговой инспекции, а его заместителем. Федеральным законодательством не предусмотрено согласование размещения игорного заведения с органами местного самоуправления. Проверка игорного заведения осуществлялась без составления акта проверки установленной формы.

В судебном заседании 20.04.2009 г. объявлялся перерыв до 24.04.2009 г. После перерыва судебное заседание продолжено.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО “Спейс“ с 2004 года осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии N 005671 от 12.10.2004 г., выданной на срок до 12.10.2009 г.

11.02.2008 г. сотрудниками налогового органа проведена проверка деятельности обособленного подразделения ООО “Спейс“, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 122 (уведомление о постановки на налоговый учет от 25.12.2006 г.). При проведении осмотра сотрудниками инспекции произведен замер расстояния от игорного заведения до границы территории, на которой расположена средняя образовательная школа N 20, и установлено, что расстояние до данного образовательного учреждения составляет 175 метров.

По результатам, зафиксированным в протоколе осмотра N 001479 от 11.02.2008 г., заместителем начальника инспекции вынесено предписание
от 11.02.2008 г. о прекращении деятельности игорного заведения, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 122, с 07.03.2008 г.

Не согласившись с указанным предписанием, ООО “Спейс“ обратилось в суд с настоящими требованиями.

Правильность принятого решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 244-ФЗ) правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с Законом N 244-ФЗ иными нормативными правовыми актами.

Требования к размещению объектов игорного бизнеса на территории Краснодарского края установлены Законом Краснодарского края от 13.02.2006 N 985-КЗ “О регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Краснодарского края“ (далее - Закон N 985-КЗ).

В силу статьи 3 указанного Закона игорные заведения не могут быть размещены в местах, в которых размещение игорных заведений запрещено Законом N 244-ФЗ, а также на территории и в зданиях (строениях, сооружениях) действующих детско-юношеских спортивных, культурных учреждений (организаций), в торговых залах магазинов и павильонов и ближе трехсот метров от любой точки границы территории, на которой расположены образовательные учреждения (в том числе детские дошкольные учреждения).

Организаторы азартных игр согласовывают размещение игорных заведений с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены игорные заведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из протокола осмотра N 001479 от 11.02.2008 г., составленного в ходе проведения проверки общества следует, что игорное заведение
ООО “Спейс“ находится от образовательного учреждения на расстоянии 175 м.

Применение положений Закона Краснодарского края от 13.02.2006 N 985-КЗ не должно ущемлять право общества, имеющего лицензию на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на продолжение этой деятельности до 30.06.2009 без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при условии соответствия требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.

Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании данной деятельности.

В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, пункта 5.1.9 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2008 N 116), контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, осуществляется Федеральной налоговой службой.

Во исполнение требований части 3 статьи
3 и части 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2007 года N 100н утверждена Инструкция о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям (далее - инструкция).

В соответствии с пунктом 3 Инструкции в ходе контроля соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, налоговыми органами проводится проверка соблюдения организаторами азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и проверка дополнительных требований, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.

В силу пункта 15 инструкции предписание о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр налоговая инспекция может вынести в случае, если игорные заведения не соответствуют или нарушают требования, установленные частью 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.

Суд установил и это подтверждается материалами дела, что общество получило лицензию на право осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений со сроком действия с 12.10.2004 г. по 12.10.2009 г.

Суд также установил, что в
ходе проверки деятельности общества налоговый орган не выявил нарушений части 6 статьи 6, части 1, 3 - 5 статьи 8, частей 2 и 3 статьи 15, части 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.

В качестве основания для вынесения предписания о прекращения деятельности игорного заведения общества налоговая инспекция указала на нарушение обществом требований статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и статьи 3 Закона Краснодарского края от 13.02.2006 N 985-КЗ (в редакции Закона Краснодарского края от 28.06.2007 N 1257-КЗ), согласно которым игорные заведения не могут быть размещены в местах, в которых размещение игорных заведений запрещено Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ, а также на территории и в зданиях (строениях, сооружениях) действующих детско-юношеских спортивных, культурных учреждений (организаций), в торговых залах магазинов и павильонов и ближе трехсот метров от любой точки границы территории, на которой расположены образовательные учреждения (в том числе детские дошкольные учреждения).

Следовательно, общество нарушило обязательные для исполнения требования статьи 3 Закона Краснодарского края от 13.02.2006 N 985-КЗ, отнесенного к законодательству Российской Федерации о регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

Вместе с тем, у налоговой инспекции отсутствовали достаточные основания для вынесения в отношении общества предписания о прекращении деятельности в сфере игорного бизнеса, поскольку проверка соблюдения игорным заведением специальных требований, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, не входит в компетенцию налоговых органов (аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях ФАС СКО от 18.02.2009 г. по делу N А32-7263/2008, от 13.03.2009 г. по делу N А32-14480/2008-66/242-45/245, от 15.04.2009 г. по делу N А32-6582/2008-23/76).

При таких обстоятельствах, основания к отмене или изменению решения суда
первой инстанции отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 декабря 2008 г. по делу N А32-5811/2008-45/125 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Л.А.ЗАХАРОВА

Судьи

Е.В.АНДРЕЕВА

Н.В.ШИМБАРЕВА