Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2009 N 15АП-7260/2008 по делу N А32-12175/2008-69/180 По делу о признании незаконными действий, выразившихся в нерассмотрении заявления о предоставлении земельного участка для строительства лечебно-оздоровительного комплекса.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2009 г. N 15АП-7260/2008

Дело N А32-12175/2008-69/180

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.,

судей Ивановой Н.Н., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,

от заинтересованного лица: не явилось, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Кубаньагробизнес“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 сентября 2008 г. по делу N А32-12175/2008-69/180 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Кубаньагробизнес“ к заинтересованному лицу территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным
имуществом по Краснодарскому краю о признании бездействия незаконным, принятое в составе судьи Гладкова В.А.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Кубаньагробизнес“ обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю о:

- признании незаконными действий Территориального управления, выразившихся в нерассмотрении заявления общества “Кубаньагробизнес“ о предоставлении земельного участка в Хостинском районе г. Сочи по ул. Октября площадью 3500 кв. м для строительства лечебно-оздоровительного комплекса,

- обязании Территориального управления осуществить действия по предоставлению земельного участка в Хостинском районе г. Сочи по ул. Октября площадью 3500 кв. м для строительства лечебно-оздоровительного комплекса с предварительным согласованием места размещения объекта в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта,

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета,

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса РФ.

Решением суда от 12.09.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что правом принятия решения о предоставлении хозяйственным обществам земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта Федеральное агентство не наделено. Земельный участок, расположенный в первой зоне санитарной охраны курорта, не может быть предоставлен для строительства, отличного от указанного в абз. 2 п. 12 Постановления Правительства РФ от 7.12.1996 г. N 1425.

Не согласившись с принятым решением, ООО “Кубаньагробизнес“ обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
является компетентным органом в сфере имущественных и земельных отношений, истец представил ответчику полный комплект документов, необходимых для решения вопроса о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Возможность строительства на спорном участке лечебно-оздоровительного центра подтверждена обществом документально.

Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебное заседание представители сторон не явились. От ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, с учетом позиции, изложенной в отзыве в суде первой инстанции. Ходатайство судом удовлетворено, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ООО “Кубаньагробизнес“ обратилось в ТУ Росимущества по Краснодарскому краю с заявлением от 11.02.2008 г. N 15/2 о предоставлении обществу для целей строительства лечебно-оздоровительного комплекса земельного участка общей площадью 3500 кв. м с кадастровым номером 23:49:03 04 010:0023, находящегося в собственности Российской Федерации и расположенного в Хостинском районе г. Сочи по ул. Октября.

Письмом от 10.04.2008 г. N 07/814 ТУ Росимущества по Краснодарскому краю отказало обществу в удовлетворении заявления, указав на запрет совершения сделок, связанных с распоряжением земельными участками, расположенными в границах населенных пунктов или в пределах 30 км от их границ, установленный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 г. N 234 (л.д. 16 - 18 т. 1).

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО “Кубаньагробизнес“ в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Обращаясь в арбитражный суд, общество,
фактически просило признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества, выразившееся в нерассмотрении заявления общества “Кубаньагробизнес“ о предоставлении земельного участка. Между тем, как указано выше, данное заявление общества было рассмотрено и письмом от 10.04.2008 г. N 07/814 обществу было отказано в предоставлении соответствующего участка. Данное письмо объективно существовало на момент обращения общества в суд с настоящим заявлением, поэтому требование общества о признании незаконным бездействия является беспредметным.

Вместе с тем, учитывая, что обществом заявлено также требование о понуждении ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю осуществить предусмотренные законом действия по предоставлению земельного участка, судом первой инстанции правомерно оценена законность отказа ТУ Росимущества в удовлетворении требований общества о предоставлении спорного участка.

Порядок предоставления земельного участка юридическим лицам регламентирован статьями 30 - 31 Земельного кодекса РФ. Принимая решение, Суд установил, что ООО “Кубаньагробизнес“ выполнило данные требования законодательства РФ и представило в ТУ Росимущества по Краснодарскому краю все предусмотренные названными статьями Земельного кодекса РФ документы.

Данное обстоятельство заявитель жалобы считает необходимым и достаточным для возникновения у него права требовать от компетентного органа (ТУ Росимущества по Краснодарскому краю) осуществления действий по предоставлению ООО “Кубаньагробизнес“ испрашиваемого последним участка.

Между тем, заявляя соответствующий довод в апелляционной жалобе, общество не учитывает, что спорный земельный участок расположен в городе-курорте Сочи в первой зоне санитарной охраны курорта. Соответствующие земельные участки имеют особый правовой режим, который не может не учитываться органом, уполномоченным собственником участков на распоряжение ими, при предоставлении данных участков в пользование.

Постановлением Президиума Верховного Совета РФ N 4766-1 и Совета Министров РФ N 337 от 12.04.1993 г. “О государственной поддержке функционирования и развития города - курорта Сочи“ установлено,
что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения, и ему придан статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 года N 591-р утвержден “Перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение“, согласно которому территория курорта г. Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Сочи признаны особо охраняемой природной территорией, имеющей федеральное значение.

Согласно статье 16 Федерального закона от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

Статьей 32 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ установлено, что в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной)
охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 32 ФЗ N 33-ФЗ).

Во исполнение названного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 г. N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которое определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.

Пунктом 10 указанного Положения предусмотрено, что на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.

Согласно пункту 12 указанного Положения режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудования лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение
питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам. В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.

Таким образом, приведенные нормы законодательных и подзаконных актов РФ, регламентирующих правовой режим земельных участков лечебно-оздоровительных местностей и курортов, устанавливают ограничения в использовании данных земельных участков, а Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 г. N 1425 не содержит положений, позволяющих сделать вывод о возможности возведения объектов капитального строительства (за исключением сооружений для добычи лечебных вод и грязей, а также берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ) в первой зоне санитарной охраны курорта.

Нахождение испрашиваемого ООО Кубаньагробизнес“ земельного участка в первой зоне санитарной охраны курорта подтверждается сведениями государственного земельного кадастра (л.д. 23 т. 1) и сторонами по делу не оспаривается.

Кроме того, как следует из материалов дела, испрашиваемый обществом земельный участок находится в федеральной собственности и расположен в границах населенного пункта - города Сочи. Между тем, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 г. N 234 “Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности“ на период с 04.04.2008 г. до 01.01.2010 г. для федеральных органов исполнительной власти установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности и расположенных в границах населенных пунктов либо в пределах 30 километров
от границ населенных пунктов с численностью населения более 1 млн. человек; 15 километров от границ населенных пунктов с численностью населения от 100 тыс. человек до 1 млн. человек; 5 километров от границ населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. человек.

Материалы дела свидетельствуют о том, что заявление общества “Кубаньагробизнес“ о предоставлении земельного участка было рассмотрено ТУ Росимущества по Краснодарскому краю в апреле 2008 г., следовательно, на момент рассмотрения данного заявления действовали не только нормы законодательства РФ, запрещающие использование земельных участков первой зоны санитарной охраны в целях, отличных от предусмотренных в п. 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. N 1425, но и вступил в силу мораторий Правительства РФ на предоставление для любых целей земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных в границах населенных пунктов или прилегающих к ним участков.

При указанных обстоятельствах отказ ТУ Росимущества по Краснодарскому краю в предоставлении ООО “Кубаньагробизнес“ земельного участка с кадастровым номером 23:49:03 04 010:0023 является законным.

Из части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Положения статьи 201 АПК
РФ также устанавливают, что необходимым условием для удовлетворения требования о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным действия (бездействия) государственного органа является одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта (действия, бездействия) закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, законность оспариваемого заявителем отказа в силу норм ст. 198 - 201 АПК РФ исключает возможность удовлетворения требований ООО “Кубаньагробизнес“, заявленных в рамках настоящего дела. В этой связи решение суда об отказе в удовлетворении заявления общества является законным и обоснованным.

Доводы общества о том, что ТУ Росимущества по Краснодарскому краю является государственным органом, уполномоченным распоряжаться земельным участком, находящимся в федеральной собственности, не может быть принят в качестве основания к отмене решения суда и подлежит отклонению, поскольку основанием для отказа обществу в удовлетворении заявленных в рамках настоящего дела требований является не обращение ООО “Кубаньагробизнес“ в орган, не управомоченный на распоряжение земельными участками, а нахождение испрашиваемого земельного участка в первой зоне санитарной охраны курорта, влекущее ограниченную возможность использования данного участка.

Госпошлина по апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы и была уплачена им при подаче апелляционной жалобы (т. 2 л.д. 8).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2008 г. оставить без изменения.

В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой
35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

С.И.ЗОЛОТУХИНА

Судьи

Н.Н.ИВАНОВА

Т.И.ТКАЧЕНКО