Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 N 17АП-12275/2009-АК по делу N А60-35863/2009 Поскольку суммы субсидий, полученных предприятием в качестве компенсации убытков, понесенных им при оказании услуг, не являются объектом обложения НДС, заявленные требования предприятия о возврате НДС удовлетворены.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2009 г. N 17АП-12275/2009-АК

Дело N А60-35863/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Грибиниченко О.Г.

судей Гуляковой Г.Н., Борзенковой И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой М.В.

при участии:

от заявителя МУП “Городское управление жилищно-коммунального хозяйства“ - не явились, извещены;

от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 14 по Свердловской области - не явились, извещены;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного
суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 14 по Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 октября 2009 года

по делу N А60-35863/2009,

принятое судьей Ремезовой Н.И.

по заявлению МУП “Городское управление жилищно-коммунального хозяйства“

к Межрайонной ИФНС России N 14 по Свердловской области

о возврате налога в размере 988 436 руб. 00 коп.,

установил:

муниципальное унитарное предприятие “Городское управление жилищно-коммунального хозяйства“ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) об обязании Межрайонной ИФНС России N 14 по Свердловской области (далее - налоговый орган) возвратить налог на добавленную стоимость в сумме 971 998 руб. 83 коп. за август 2005 года.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

По мнению налогового органа, организации, реализующие услуги населению в соответствии с действующим законодательством по льготным тарифам, выручку за оказанные услуги учитывают по регулируемому тарифу без разделения на составляющие. Сумма налоговой базы для расчета налога на добавленную стоимость не изменяется, так как Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена льгота по налогу на добавленную стоимость для данной категории организаций.

Предприятие представило отзыв, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в силу п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием
для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в августе 2008 г. предприятие представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за август 2005 г., согласно которой сумма налога, подлежащая дополнительно к возмещению из бюджета, составила 988 436 рублей.

Одновременно с уточненными декларациями заявитель представил сопроводительное письмо N 17 от 30.07.2008, в котором указывал, что в данном периоде ошибочно выделял и уплачивал в бюджет НДС с сумм, поступающих к нему бюджетных средств, предназначенных на компенсацию убытков предприятия и предоставление льгот отдельным категориям граждан, в связи с чем исправляя данные нарушения, уточнил налоговые декларации, в том числе за август 2005 года. Налог на добавленную стоимость, исчисленный таким образом, был в полном объеме и своевременно уплачен в федеральный бюджет, что налоговым органом не оспаривается.

Письмом от 24.09.2008 N 12/72/14959 налоговый орган уведомил предприятие о невозможности проведения камеральной налоговой проверки согласно ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации за спорный период в связи с истечением трехлетнего срока давности. При этом налоговый орган указал, что суммы налогов, подлежащие уменьшению за указанный период в карточке расчет с бюджетом не отражены.

Основанием для подачи уточненной налоговой декларации за август 2005 года послужило завышение налогоплательщиком налога, подлежащего уплате в бюджет, по причине включения в объект налогообложения сумм бюджетных субсидий по счетам-фактурам от 26.08.2005 N 00002001 и 00002002, предоставленных в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен при расчетах с населением, пользующимся льготами по оплате
коммунальных услуг. При подаче уточненной декларации за август 2005 года в сентябре 2008 года данные суммы были сторнированы.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявитель является плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153-162 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

В силу п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Налоговая база в данном случае должна определяться по ценам, установленным и фактически применяемым населением без учета субсидий.

Обязанность налогоплательщика включать полученные из бюджета денежные средства
на покрытие убытка в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в налогооблагаемую базу по НДС не вытекает из смысла положений подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, на который ссылается налоговый орган.

Данные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку средства бюджета выделялись налогоплательщику не в качестве финансовой помощи, а в качестве компенсации убытков, в том числе в связи с предоставлением услуг по льготным ценам, и получение субсидий напрямую не связано с реализацией услуг.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что суммы субвенций, субсидий, полученных предприятием в качестве компенсации убытков, понесенных им при оказании услуг, не являются объектом обложения НДС.

В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики при обнаружении ошибок при исчислении налога имеют право произвести перерасчет суммы налога за тот налоговый период, в котором ошибки допущены.

В книгу продаж за август 2005 г. предприятием включены счета-фактуры от 26.08.2005 N 00002001, 00002002. Выделенные в них суммы НДС учтены предприятием при исчислении налога за указанный период.

При подаче уточненной декларации в сентябре 2008 г. предприятием сторнированы суммы налога по данным счетам-фактурам, приходящиеся на суммы льгот и субсидий, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с действующим законодательством.

Наличие НДС, подлежащего возмещению из бюджета за август 2005 г. в заявленном размере, с учетом предоставленных субсидий и льгот подтверждается сводными отчетами по начислению квартирной платы, книгой продаж, планом финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по частичному освобождению
от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и(или) от платы за коммунальные услуги в 2005 году за счет средств областного бюджета, выпиской из бюджетной росписи предприятия на 2005 год, платежными поручениями на перечисление заявителю субсидий, муниципальным контрактом от 01.01.2005 N 13, актом проверки использования бюджетного финансирования от 04.06.2008.

Недоимки, препятствующей возмещению из бюджета заявленной суммы налога, судом первой инстанции не установлено, из материалов дела не следует.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Из п. 6 ст. 78 НК РФ следует, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Пунктом 7 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О пропуск данного срока не препятствует обращению в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского иска или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был
узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемых налоговых периодов, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.

О наличии переплаты по НДС предприятию стало известно с момента получения акта проверки использования бюджетного финансирования муниципальным унитарным предприятием “Городское управление жилищно-коммунального хозяйства“, выделенного по деятельности предприятия в жилищно-коммунальной сфере за период 2005-2007 годов от 04.06.2008.

Заявление о возмещении (возврате) налога на добавленную стоимость от 30.07.2008 N 16 поступило в налоговый орган 17.09.2008, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (л.д. 16), то есть в пределах установленного срока.

Каких либо возражений по расчетам сумм НДС налоговым органом не представлено в суд.

При таких обстоятельствах заявление предприятия об обязании налогового органа возвратить предприятию НДС в сумме 971 998 руб. 83 коп. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права. Данные доводы налогового органа основаны на ошибочном толковании правовых норм.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда следует оставить без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от
22.10.2009 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО

Судьи

Г.Н.ГУЛЯКОВА

И.В.БОРЗЕНКОВА