Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 N 16АП-2180/09(1) по делу N А61-605/2009 Заявление о признании недействительным постановления органа местного самоуправления в части определения цены выкупа земельного участка удовлетворено, так как заявитель относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка, в связи с чем постановление в оспариваемой части противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2009 г. N 16АП-2180/09(1)

Дело N А61-605/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 27 октября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Л.В. Афанасьевой, Баканова А.П.

при ведении протокола с/з секретарем Валиевой К.А.-А.

С участием в заседании представителей:

от заявителя: Бердиев А.В. - представитель по доверенности (копия в материалах дела)

от заинтересованного лица:

от 3-их лиц:

не явились, извещены;

не явились, извещены;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО СКО “Курорты Осетии“

на решение Арбитражного суда Республики РОС-Алания от 23 июля 2009 года

по делу N А61-605/2009 под председательством судьи Джиоева З.П.

по заявлению ООО СКО “Курорты Осетии“

к
Администрации местного самоуправления города Владикавказа

3-и лица: Комитет по управлению имуществом администрации местного самоуправления г. Владикавказ, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РСО-А

о признании частично недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления

установил:

общество с ограниченной ответственностью СКО “Курорты Осетии“ (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - администрация) о признании недействительным пункта 2 постановления от 10.12.2008 N 2415 в части определения цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 15:09:020147:46 площадью 589 кв. м, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. Максима Горького, 19.

Заявитель указывает, что подготовленный администрацией расчет цены выкупа спорного земельного участка противоречит закону и нарушает права общества в имущественной сфере. Указанная в нем цена участка рассчитана исходя из десятикратного размера ставки земельного налога. Между тем, заявитель имеет право на выкуп земельного участка по цене, предусмотренной пункта 1 статьи 2 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом администрации местного самоуправления г. Владикавказ и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РСО-А.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.07.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемый ненормативный правовой акт соответствует части 2 статьи 2 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ N 137-ФЗ от 25.10.2001 (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ). Суд отклонил довод заявителя о необходимости применения части 1
статьи 2 указанного Закона, поскольку признал, что общество не является лицом, имеющим право на выкуп земельного участка по льготной цене, так как недвижимое имущество, которое расположено на спорном земельном участке, приобреталось обществом не из государственной либо муниципальной собственности.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судом неверно истолкован пункт 1 статьи 2 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, в результате чего необоснованно ограничен круг лиц, имеющих право на льготный выкуп земли. Общество указывает, что из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

Представитель общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней. Просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт о признании недействительным постановления администрации N 2415 от 10.12.2008 в части установления выкупной цены земельного участка и обязать орган местного самоуправлении устранить допущенное нарушение.

Администрация и третьи лица, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в суд полномочных представителей не направили, причину неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах судебная коллегия рассматривает спор в отсутствие представителей администрации и третьих лиц, в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся
в апелляционной жалобу, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество является собственником здания площадью 337,4 кв. м, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. М. Горького, 19. Основанием для государственной регистрации права собственности послужили Постановление Исполнительного комитета Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России N 3-65 от 26.05.1999 и Акт приема передачи от 26.11.1993 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.05.2007 серии 15-АЕ N 761421) (том 1 л.д. 28).

Общество 14.10.2008 обратилось в администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка площадью 589 кв. м с кадастровым номером 15:09:020147:46, занятого указанным выше объектом недвижимости.

Поскольку в городе Владикавказе распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет администрация, постановлением от 10.12.2008 N 2415 администрация предоставила названный земельный участок обществу в собственность под здание, установив пунктом 2 цену продажи участка в размере 170.781 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, составляющей 1.138.537 руб., с учетом десятикратной ставки земельного налога (1,5%).

Считая, что постановление администрации в части выкупной цены противоречит требованиям статьи 2 Закона N 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требования, так как счел, что Закон о введении в действие Земельного кодекса не позволяет применить к обществу льготный порядок определения цены выкупа земельных участков, поскольку право собственности на здание по ул. Горького, 19 перешло к нему не из государственной, а из частной (профсоюзной) собственности.

Однако судебная коллегия апелляционной инстанции полагает, что указанный вывод суда сделан в результате
неправильного толкования норм материального права, регулирующих порядок приватизации земельных участков из муниципальной собственности.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ стороны, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным
предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Из содержания названной нормы права следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности. Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.

Аналогичное толкование пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ дано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Постановлением Совета Министров СССР от 10.03.1960 N 335 “О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха“, по состоянию на 01.05.1960 из государственной собственности в ведение республиканских советов профсоюзов, а по РСФСР - в ведение ВЦСПС были безвозмездно переданы санатории со всем оборудованием, транспортом, вспомогательными предприятиями и подсобными хозяйствами, жилыми домами, земельными участками.

17 июля 1992 года Всеобщая конфедерация профсоюзов СССР заключила с Федерацией независимых профсоюзов России договор о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом.
На основании этого договора профсоюзное имущество, в том числе имущество Северо-Осетинского объединения санаторно-курортных учреждений профсоюзов, расположенное в г. Владикавказ, ул. М. Горького, 19, передано в собственность Федерации.

22 декабря 1992 года Федерация независимых профсоюзов России и Северо-Осетинский республиканский Совет профсоюзов подписали договор о разграничении прав владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов на территории Северо-Осетинской ССР. Согласно данному договору здание Совета объединения “Курорты Осетии“, расположенное в г. Владикавказе, ул. М. Горького, 19 передано в собственность Северо-Осетинскому республиканскому Совету профсоюзов.

26 мая 1999 года на основании Постановления ФНПР N 3-65 санаторно-курортные организации профсоюзов в Республике Северная Осетия-Алания реорганизованы в ООО “Санаторно-курортное объединение “Курорты Осетии“. Согласно п. 2 данного Постановления, ФНПР совместно с Советом профсоюзов Республики Северная Осетия - Алания выступили учредителями общества, с уставным капиталом в размере 153.453.000 руб.

29 июня 1999 года учредители внесли в уставный капитал общества имущество стоимостью 153.453.000 руб., в том числе и Административное здание, расположенное в г. Владикавказ, ул. М. Горького, 19.

Поскольку здание на спорном земельном участке ранее было приобретено из государственной собственности в результате безвозмездной передачи, апелляционная коллегия приходит к выводу, что общество относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.

При таком положении постановление АМС г. Владикавказа N 2415 в оспариваемой части противоречит нормам земельного законодательства и нарушающим права и законные интересы общества, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания пункта 2 постановления N 2415 недействительным.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.07.2009
подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта, об удовлетворении заявленных требований общества.

В случае удовлетворения заявленного требования суд в резолютивной части решения указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу изложенного, администрация, в порядке устранения нарушений прав и интересов общества должно произвести перерасчет выкупной цены земельного участка с учетом пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, устанавливающего, что стоимость земельного участка, на котором расположено здание, должна быть определена в пределах двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городе с численностью населения менее 3 миллионов человек.

Расходы по уплате госпошлины по заявлению и апелляционной жалобе, в порядке ст. 110 АПК РФ, относится на администрацию. Поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от ее уплаты, уплаченная общество госпошлина по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 3.000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.07.2009 по делу N А61-605/09 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Принять по делу новый судебный акт.

Пункт 2 постановления Администрации АМС г. Владикавказа от 10.12.2008 N 2415 в части расчета цены выкупа земельного участка площадью 589 кв. м признать недействительным, как противоречащий части 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

Обязать Администрацию АМС г. Владикавказа в порядке устранения нарушений прав и интересов общества произвести перерасчет выкупной
цены земельного участка с учетом пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, устанавливающего, что стоимость земельного участка, на котором расположено здание, должна быть определена в пределах двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городе с численностью населения менее 3 миллионов человек.

Возвратить ООО СКО “Курорты Осетии“ из федерального бюджета 3.000 руб. излишне уплаченной госпошлины по заявлению и апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд РСО-Алании.

Председательствующий:

Ю.Б.ЛУГОВАЯ

Судьи:

Л.В.АФАНАСЬЕВА

А.П.БАКАНОВ