Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 N 16АП-2092/09(2) по делу N А18-379/2009 В удовлетворении заявления о признании незаконными постановлений органа местного самоуправления о закреплении за федеральным государственным унитарным предприятием земельных участков для строительства объектов соцкультбыта и жилых домов отказано, так как заявителем пропущен срок обжалования оспариваемых постановлений, а пропуск указанного срока не является уважительным.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2009 г. N 16АП-2092/09(2)

Дело N А18-379/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 05 октября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белова Д.А., судей: Фриева А.Л., Цигельникова И.А.

при ведении протокола с/з секретарем Афашоковым Д.М.

С участием в заседании представителей:

от заявителя: Ужахов С. - С.К., Дакиев А.Д. - представители по доверенностям

(копии в деле)

от ответчика:

от ТУ ФАУГИ:

от ФГУП “РТРС“ не явились, извещены

не явились, извещены

Зязиков А.А. - представитель по доверенности (копия в деле)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП “Российская телевизионная и радиовещательная сеть“ “Радиотелевизионный Передающий Центр Республики Ингушетия“

на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия
от 29.07.2009

по делу N А18-379/09 под председательством судьи Аушева М.А.

по заявлению Правительства Республики Ингушетия

к администрации г. Назрань

3-и лица: ФГУП “Российская телевизионная и радиовещательная сеть“ “Радиотелевизионный Передающий Центр Республики Ингушетия“;

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Ингушетия

о признании недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания постановлений администрации г. Назрань,

установил:

Правительство Республики Ингушетия (далее - заявитель, Правительство) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к Администрации г. Назрань (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконными и не порождающими правовых последствий с момента издания постановлений Администрации г. Назрань от 25.09.2007 N 688 и N 689.

Заявление мотивировано тем, что постановлением Администрации от 25.09.2007 N 688 “О закреплении за ФГУП РТРС РТПЦ РИ земельных участков общей площадью 13,9 га для строительства объектов соцкультбыта и жилых домов“ (далее - постановление N 688) Федеральному государственному унитарному предприятию “РТРС“ в лице его филиала “Радиотелевизионный передающий центр Республики Ингушетия“ (далее - РТПЦ) на праве постоянного (бессрочного) пользования, выделен участок общей площадью 13,9 га для строительства жилых домов и объектов соцкультбыта. Постановлением Администрации г. Назрань от 25.09.2007 N 689 “О выделении ФГУП РТРС РТПЦ РИ земельного участка 3,5 га для строительства объектов соцкультбыта и жилых домов“ (далее - постановление N 689) РТПЦ на праве постоянного (бессрочного) пользования, выделен земельный участок общей площадью 3,5 га для строительства жилых домов и объектов соцкультбыта. По мнению заявителя, Администрация не имела право выделять земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования РТПЦ, поскольку п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) содержит исчерпывающий перечень лиц, которым
может быть предоставлен земельный участок в постоянное (бессрочное), РТПЦ в эту категорию лиц не входит. По указанным основаниям Правительство просило признать постановления N 688 и N 689 недействительными и не порождающими правовых последствий с момента их издания.

Определением от 06.04.2009 Арбитражный суд Республики Ингушетия (судья Аушев М.А.) принял к своему производству заявление Правительства и возбудил по нему арбитражное дело с присвоением N А18-379/09. Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено РТПЦ.

Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.04.2009 удовлетворено ходатайство Правительства о принятии обеспечительных мер в виде запрета Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Ингушетия совершать действия по регистрации прав на земельные участки, выделенные РТПЦ названными постановлениями Администрации.

26.03.2009 РТПЦ обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании недействительным постановления Администрации от 31.12.2008 N 919, которым отменены постановления N 688 и N 689. По мнению РТПЦ отмена данных постановлений нарушает законные интересы заявителя и Российской Федерации, при принятии оспариваемого постановления, Администрация грубо нарушила требования земельного и гражданского законодательства Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 30.03.2009 (судья Тутаев Х.А.) заявление РТПЦ принято к производству суда, делу присвоен N А18-362/09.

Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 02.04.2009 по ходатайству РТПЦ приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия постановления Администрации N 919 от 31.12.2009 до рассмотрения спора по существу.

Определением от 28.04.2009 Арбитражный суд Республики Ингушетия (судья Тутаев Х.А.) удовлетворил ходатайство Администрации об объединении в одно производство арбитражных дел N А18-362/09 и А18-379/09 с присвоением объединенному делу N А18-379/09.

Определением от
28.05.2009 Арбитражный суд РИ принял к производству встречное исковое заявление РТПЦ о признании недействительным постановления Правительства Республики Ингушетия N 108 от 01.04.2009 “Об отмене постановлений Администрации г. Назрань“, которым отменены постановления Администрации N 688 и N 689.

Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.07.2009 разъединены ранее соединенные требования по делу, выделив в отдельное производство с присвоением самостоятельных номеров следующие требования:

А18-379/09 по заявлению Правительства к Администрации о признании недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания постановлений Администрации г. Назрань от 25.09.2007 N 688, N 689. В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, участвует РТПЦ.

А18-933/09 по заявлению РТПЦ к Администрации и Правительству о:

- признании недействительным постановления Администрации от 31.12.2008 N 919 и обязании Администрации отменить свое постановление N 919 от 31.12.2008;

- признании недействительным постановления Правительства от 01.04.2009 N 108 и обязании Правительства отменить свое постановление от 01.04.2009 N 108.

Правительство в порядке ст. 49 АПК РФ уточнило заявленные требования и просило признать недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания постановления Администрации г. Назрань N 688, N 689 от 25.09.2007 и постановление Администрации N 856 от 16.11.2007 “Об утверждении фактически сложившихся границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: Центральный округ г. Назрань, в 840 м от перекрестка улиц Тангиева и Шадыжева на северо-восток“ (далее - постановление Администрации N 856 от 16.11.2007). Одновременно с этим заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта органа государственной власти. В обоснование ходатайства представитель заявителя указал на то, что Правительством была проведена проверка в
целях приведения своих актов в соответствие с нормами ЗК РФ, по результатам которой выявлены нарушения в протоколе N 27 от 24.08.2007 Комиссии Правительства Республики Ингушетия в части предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков РТПЦ. Распоряжением Правительства от 13.12.2008 N 779-р в этой части решение названной комиссии отменено. В рамках этой же проверки были также запрошены постановления Администрации о выделении земельных участков РТПЦ для их обжалования в суд, однако данные постановления были получены лишь 30.03.2009, о чем свидетельствует сопроводительное письмо Администрации от 30.03.2009 за исх. N 206-ИП.

Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.07.2009 признаны недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания как не соответствующие статьям 20 Земельного кодекса Российской Федерации:

- постановление Администрации г. Назрань от 25.09.2007 N 688 “О закреплении за ФГУП РТРС РТПЦ РИ земельных участков общей площадью 13,9 га для строительства объектов соцкультбыта и жилых домов“;

- постановление Администрации г. Назрань от 25.09.2007 г. N 689 “О выделении ФГУП РТРС РТПЦ РИ земельного участка 3,5 га для строительства объектов соцкультбыта и жилых домов“;

- постановление Администрации г. Назрань от 16.11.2007 N 856 “Об утверждении фактически сложившихся границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: Центральный округ г. Назрань, в 840 м от перекрестка улиц Тангиева и Шадыжева на северо-восток“.

Этим же решением отменены обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.04.2009.

Судебный акт мотивирован тем, что при вынесении оспариваемых постановлений была нарушена процедура предоставления земельных участков. Поскольку до регистрации права собственности Российской Федерации, либо до формирования органов местного самоуправления Республики Ингушетия, распоряжение земельными участками осуществляет Правительство, как уполномоченный
орган субъекта Российской Федерации издание оспариваемых постановлений администрацией затрагивает права Правительства.

Не согласившись с решением суда, ФГУП РТРС РТПЦ РИ подало апелляционную жалобу в котором просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение.

ФГУП РТРС РТПЦ РИ считает, выводы суда первой инстанции необоснованными и незаконными. По мнению апеллянта ФГУП РТРС РТПЦ РИ имеет право на аренду или выкуп предоставленного земельного участка.

Апеллянт указывает, что заявителем пропущен трехмесячный срок на обжалование оспариваемых постановлений без уважительных причин.

По мнению апеллянта, оспариваемыми постановлениями не нарушены права заявителя, данный земельный участок подлежит отнесению к федеральной собственности (а впоследствии к ФГУП РТРС РТПЦ РИ) как предоставленный государственному унитарному предприятию.

От Правительства поступил отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании 28.09.2009 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 05.10.2009.

В судебном заседании представитель ФГУП РТРС РТПЦ РИ поддержал доводы апелляционной жалобы, и с учетом уточненных требований просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, в удовлетворении требований Правительства Республики Ингушетия отказать.

Представители Правительства возражали об удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Ингушетия в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, и просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, в удовлетворении требований Правительства Республики Ингушетия отказать.

Администрация г. Назрань о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, о чем в деле имеется соответствующее уведомление, в суд полномочного представителя не направило. Апелляционная жалоба рассматриваются в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.07.2009
проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ФГУП РТРС РТПЦ РИ, Правительства Республики Ингушетия, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Ингушетия, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.07.2009 подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением Администрации от 25.09.2007 N 688 “О закреплении за ФГУП РТРС РТПЦ РИ земельных участков общей площадью 13,9 га для строительства объектов соцкультбыта и жилых домов“ Федеральному государственному унитарному предприятию “РТРС“ в лице его филиала “Радиотелевизионный передающий центр Республики Ингушетия“ на праве постоянного (бессрочного) пользования, выделен участок общей площадью 13,9 га для строительства жилых домов и объектов соцкультбыта. Постановлением Администрации г. Назрань от 25.09.2007 N 689 “О выделении ФГУП РТРС РТПЦ РИ земельного участка 3,5 га для строительства объектов соцкультбыта и жилых домов“ РТПЦ на праве постоянного (бессрочного) пользования, выделен земельный участок общей площадью 3,5 га для строительства жилых домов и объектов соцкультбыта. Кроме того, в части спорного земельного участка Администрацией г. Назрань вынесено постановление N 856 от 16.11.2007 “Об утверждении фактически сложившихся границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: Центральный округ г. Назрань, в 840 м от перекрестка улиц Тангиева и Шадыжева на северо-восток“.

Постановлением Администрации г. Назрань от 25.09.2007 N 688, в связи с окончанием проектно-изыскательских работ, за ФГУП РТРС РТПЦ РИ был закреплен земельный участок общей площадью 13,9 га для строительства жилых домов и объектов соцкультбыта. Постановлением Администрации г. Назрань N
856 от 16.11.2007 утверждены фактически сложившиеся границы земельного участка общей площадью 139000 кв. м (13,9 га), расположенного по адресу: Центральный округ г. Назрань, в 840 м от перекрестка улиц Тангиева и Шадыжева на северо-восток, выделенного филиалу ФГУП РТРС РТПЦ РИ для строительства многоквартирных жилых домов и объектов соцкультбыта. Постановлением Администрации г. Назрань N 397 от 01.07.2008 были внесены изменения в постановление Администрации г. Назрань N 688 от 25.09.2007 “О закреплении за ФГУП РТРС РТПЦ РИ земельных участков общей площадью 13,9 га. Для строительства объектов соцкультбыта и жилых домов“, слово “закрепить“ было заменено на слово “выделить“.

Так суд первой инстанции указывает, что в соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Указанный перечень лиц, которым предоставляется земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, является исчерпывающим.

Федеральное государственное унитарное предприятие не входит в названный круг юридических лиц.

Однако согласно п. 2 ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, в том числе, предоставленные государственным унитарным предприятиям.

Пункт 9 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, установил, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные правовые акты земельного законодательства основываются на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации, собственность муниципальных образований, согласно которым правовые основы
и порядок такого разграничения устанавливается федеральными законами.

Земельным кодексом РФ и статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, установлены правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на землю.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Земельного кодекса РФ, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (Федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Так одним из оснований нахождения земельных участков в федеральной собственности, часть 1 статьи 17 Земельного кодекса РФ установила, что право собственности Российской Федерации, на эти земельные участки возникло при разграничении государственной собственности на землю.

В соответствии с частью 5 статьи 214 Гражданского кодекса РФ, говорит о том, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно части 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

При таких обстоятельствах, право собственности Российской Федерации на земельный участок возникло в силу закона и в соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации.

Кроме того, согласно ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ ФГУП РТРС РТПЦ РИ имеет право на аренду или выкуп предоставленного земельного участка.

Данный
факт подтвержден решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.04.2009 по делу А18-695/08, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого апелляционного суда от 16.03.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.09.2009, согласно указанному решению признано право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 139000 кв. м (13,9 га), расположенный по адресу: Центральный округ г. Назрань, в 840 м от перекрестка улиц Тангиева и Шадыжева на северо-восток.

Суд апелляционной инстанции исходит из того, что в соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган его принявший.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан недействительным только при наличии двух обязательных условий: если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. И лишь в случае признания судом такого ненормативного акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса РФ.

Так Правительство Республики Ингушетия в силу Постановления РИ N 261 от 21.08.2003 является организацией напрямую контролирующей деятельность администрации г. Назрань.

Оспариваемые Постановления администрации г. Назрань изданы на основании и во исполнение Распоряжения Правительства Республики Ингушетия N 487-р от 03.09.2007, что подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 Закона Республики Ингушетия от 14.12.2007 N 50-РЗ “О регулировании земельных отношений“ предусмотрено исключительное право администраций населенных пунктов Республики Ингушетия полновластно распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом, с момента вступления в силу Закона Республики Ингушетия от 14.12.2007 N 50-РЗ “О регулировании земельных отношений“ Правительство Республики Ингушетия утратило все права на распоряжение земельными участками, расположенными в пределах населенных пунктов (ст. 36 Закона). Следовательно, Правительство Республики Ингушетия так же утратило право на оспаривание Постановлений администрации г. Назрань, как нарушающих его права и законные интересы.

В связи с изложенным, суд первой инстанции необоснованно отклонил довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Ингушетия о том, что Правительство не обладает правом на обжалование постановлений Администрации N 688 и N 689, т.к. указанными постановлениями не нарушены права заявителя; также, с учетом издания постановлений Администрации, указанные в них земельные участки разграничены и относятся к землям, распоряжение которыми осуществляет Российская Федерация, поскольку были предоставлены федеральному государственному унитарному предприятию.

Согласно пункту 10 статьи 3 Закона о введении ЗК РФ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

В судебном заседании установлено, что на спорные земельные участки государственная собственность не разграничена, в материалах дела отсутствуют документы опровергающий данный вывод.

Следовательно, данные земельные участки относятся к участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно положениям Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 207-ФЗ “О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике“ выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики проводятся в период с 1 мая по 31 октября 2009 года в порядке, определенном соответственно законами Республики Ингушетия и Чеченской Республики, регулирующими подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

До настоящего времени в Республике Ингушетия отсутствуют органы местного самоуправления, которые вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно Указу Президента Республики Ингушетия от 01.05.2003 N 90 “Об уполномоченном органе государственной власти Республики Ингушетия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю“ на Правительство возложены функции по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.

Однако суд первой инстанции не учел, что Указ Президента Республики Ингушетия от 01.05.2003 N 90 “Об уполномоченном органе государственной власти Республики Ингушетия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю“ подлежит применению с учетом того, что Постановление Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 (ред. от 21.11.2003) “О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю“ отменено Постановление Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 “Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю“.

В настоящее время согласно ч. 2 ст. 7 Закона Республики Ингушетия от 14.12.2007 N 50-РЗ “О регулировании земельных отношений“ следует, что до сформирования органов местного самоуправления их полномочиями в области земельных отношений наделяются администрации районов и городов Республики Ингушетия.

Федеральным земельным законодательством полномочия по распоряжению землями до разграничения предоставлены органам местного самоуправления.

Согласно статье 44 Закона Республики Ингушетия от 14.12.2007 N 50-РЗ “О регулировании земельных отношений“ предложено Президенту Республики Ингушетия и поручено Правительству Республики Ингушетия в течение двух месяцев привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Таким образом, не обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что до регистрации права собственности Российской Федерации, либо до формирования органов местного самоуправления Республики Ингушетия, распоряжение земельными участками осуществляет Правительство, как уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, поскольку суд первой инстанции руководствовался положениями Указом Президента Республики Ингушетия от 01.05.2003 N 90 “Об уполномоченном органе государственной власти Республики Ингушетия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю“, который не подлежит применению в части противоречащей положениям Закона Республики Ингушетия от 14.12.2007 N 50-РЗ “О регулировании земельных отношений“.

При таких обстоятельствах, поскольку предмет настоящего спора - оспаривание ненормативного правового акта, являющегося основанием для регистрации федеральным государственным унитарным предприятием права собственности на земельный участок, распоряжение которым в силу Закона Республики Ингушетия от 14.12.2007 N 50-РЗ “О регулировании земельных отношений“ не наделено Правительство Республики Ингушетия, суд сделал вывод, не основанный на положении названного закона, что разрешение настоящего спора по существу влияет на права истца - Правительство Республики Ингушетия. То есть оспариваемый ненормативный правовой акт не нарушает их права и законные интересы истца - Правительства Республики Ингушетия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ, статье 200 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ“ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Из анализа вышеназванных норм следует, что оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя.

Таким образом, при вынесении решения о предоставлении земельного участка РТПЦ под строительство объектов соцкультбыта и жилых домов Администрация г. Назрань действовала в пределах своих полномочий, предусмотренных Законом Республики Ингушетия от 14.12.2007 N 50-РЗ “О регулировании земельных отношений“, при этом не были нарушены права и законные интересы истца - Правительства Республики Ингушетия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, суд первой инстанции необоснованно удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении срока для подачи заявления в суд.

В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного акта государственного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18 ноября 2004 года N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.

Из содержания указанных норм следует, что срок для подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося за защитой своих прав в случае, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами.

Как следует из материалов дела, Правительство знало о выделении спорных земельных участков РТПЦ на праве постоянного (бессрочного) о чем свидетельствует письмо Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Ингушетия от 03.12.2008 за исх. N 03/754 (далее - Управление), полученное заявителем 06.12.2008. В связи с чем трехмесячный срок, установленный статьей 198 АПК РФ, должен исчисляться со дня получения Правительством данного письма, т.е. с 06.12.2008.

Суд первой инстанции не учел, что Правительство Республики Ингушетия в силу своего Постановления N 261 от 21.08.2003 является организацией напрямую контролирующей деятельность администрации г. Назрань.

Оспариваемые Постановления администрации г. Назрань изданы на основании и во исполнение Распоряжения Правительства Республики Ингушетия N 487-р от 03.09.2007, что подтверждается материалами дела.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что Правительство Республики Ингушетия, от начала и до конца контролировавшее в указанный период процесс передачи земельных участков на всей территории Республики Ингушетия, не может иметь объективных уважительных причин для пропуска срока исковой давности по отмене оспариваемого постановления. В связи, с чем суд апелляционной инстанции полагает необходимым отказать Правительству Республики Ингушетия в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока обращения в арбитражный суд.

На основании изложенного решение Арбитражного суда Республики Ингушетия подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Правительством Республики Ингушетия требований.

В силу ч. 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. В связи с этим арбитражный суд вправе указать на отмену обеспечительных мер в названных судебных актах.

Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.04.2009 по ходатайству заявителя были приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Ингушетия совершать действия по регистрации прав на земельные участки, выделенные РТПЦ постановлениями Администрации N 688 и N 689, до рассмотрения спора по существу. Указанные обеспечительные меры подлежат отмене.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на Правительство Республики Ингушетия. Поскольку в силу подпункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных “удах, в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату ФГУП РТРС РТПЦ РИ.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.07.2009 по делу N А18-379/09 отменить.

В удовлетворении заявления Правительства Республики Ингушетия о признании недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания как не соответствующие статьям 20 Земельного кодекса Российской Федерации:

- постановление Администрации г. Назрань от 25.09.2007 N 688 “О закреплении за ФГУП РТРС РТПЦ РИ земельных участков общей площадью 13,9 га для строительства объектов соцкультбыта и жилых домов“;

- постановление Администрации г. Назрань от 25.09.2007 N 689 “О выделении ФГУП РТРС РТПЦ РИ земельного участка 3,5 га для строительства объектов соцкультбыта и жилых домов“;

- постановление Администрации г. Назрань от 16.11.2007 N 856 “Об утверждении фактически сложившихся границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: Центральный округ г. Назрань, в 840 м от перекрестка улиц Тангиева и Шадыжева на северо-восток“ - отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.04.2009 - отменить.

Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию “РТРС“ в лице его филиала “Радиотелевизионный передающий центр Республики Ингушетия“ из федерального бюджета 1.000 руб. по апелляционной жалобе, уплаченных 21.08.2009 N 308.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Республики Ингушетия.

Председательствующий:

Д.А.БЕЛОВ

Судьи:

А.Л.ФРИЕВ

И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ