Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 N 16АП-1622/09(1) по делу N А22-251/09/7-14 По делу о взыскании за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2009 г. N 16АП-1622/09(1)

Дело N А22-251/09/7-14

Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 23.09.2009.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Казаковой Г.В., Жукова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мулалиевой Ф.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.05.2009 по делу N А22-251/09/7-14 (судья Савченко Т.М.) по исковому заявлению Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия к государственному учреждению “Республиканская больница им. П.П. Жемчуева“, третьи лица: ООО “Калмыцкая медицинская страховая компания “Элиста-Медстрах“, Калмыцкий филиал ОАО “Страховая компания “Росно-МС“ о взыскании
средств в сумме 777 264 рублей 21 копеек за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования,

без участия представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее - ФОМС РК, Фонд, истец) обратился в суд с заявлением к государственному учреждению “Республиканская больница им. П.П. Жемчуева“ (далее - ГУ “Ресбольница“, Больница, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 777 264 рублей 21 копейки, использованных не по целевому назначению.

Определением суда от 26.03.2009 в качестве третьих лиц привлечены ООО “Калмыцкая медицинская страховая компания “Элиста-Медстрах“ и Калмыцкий филиал ОАО “Страховая компания “Росно-МС“ (т. 1, л.д. 39).

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.05.2009 по делу N А22-251/09/7-14 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истец не является надлежащим истцом по делу, и в связи с применением срока исковой давности.

Не соглашаясь с указанным решением, ФОМС РК обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.

В судебное заседание представители Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, государственного учреждения “Республиканская больница им. П.П. Жемчуева“, ООО “Калмыцкая медицинская страховая компания “Элиста-Медстрах“, Калмыцкого филиала ОАО “Страховая компания “Росно-МС“, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суд не известили. От Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. От государственного учреждения “Республиканская больница им. П.П. Жемчуева“ поступил отзыв на жалобу, в котором просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -
без удовлетворения. Третьи лица отзывы на жалобу не направили.

На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей сторон и третьих лиц.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.05.2009 по делу N А22-251/09/7-14 в апелляционном порядке в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, истцом в соответствии с Инструкцией “О порядке проведения Территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС“, утвержденной Приказом Федерального ФОМС от 17.12.1998 N 100, были проведены проверки в ГУ “Ресбольница“, в результате которых было выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на сумму 829 264 рубля 21 копейка за период с 2004 по 2006 гг.

По результатам проверок были составлены акты от 23.04.2007, от 10.01.2006 и направлены предписания об устранении нарушений в использовании средств медицинского страхования N 4 от 23.04.2007, N 2 от 30.01.2006 путем их восстановления на счет Фонда (т. 1, л.д. 6 - 14, 15, 22 - 24, 25).

Нецелевое использование денежных средств в сумме 52 000 рублей за 2004 было возмещено, тем самым нецелевое использование денежных средств составило в сумме 777 264 рубля 21 копейка.

В связи с тем, что “Ресбольница“ не исполнила указанные предписания Фонда и не возместила денежные средства, Фонд обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с больницы 777 264 рублей 21 копейки.

В силу абзаца 2 статьи 9 Федерального закона
от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом РФ от 28.06.91 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 28.06.91 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Согласно статье 4 названного Закона все отношения субъектов страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, оформляются договорами. При этом не предусмотрено заключение договоров между ФОМС и медицинскими учреждениями. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьями 20 и 23 Закона РФ от 28.06.91 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ установлено, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых, в том числе, должен быть предусмотрен порядок контроля за использованием страховых средств.

В соответствии со статьей 27 Закона РФ от 28.06.91 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за
объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.

В соответствии с указанными нормами тот же договорный порядок взаимоотношений медицинских учреждений со страховыми медицинскими организациями (и/или ТФОМС) закреплен в п. 5.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 N 3856/30-3/и.

Судом первой инстанции установлено, что в спорном периоде ГУ “Ресбольница“ осуществляла деятельность на основании договоров, заключенных со следующими страховыми медицинскими организациями: Калмыцкой медицинской страховой компанией “Элиста-Медстрах“ (договоры от 31.12.2004 N 1, от 31.12.2005 N 1, от 29.12.2006 N 1, от 31.12.2007 N 1, от 31.12.2008 N 1), Открытым акционерным обществом страховой компании “Росно-МС“ в лице Калмыцкого филиала (договоры от 30.12.2005 N 20, от 27.12.2006 N 15, от 28.12.2007 N 14, от 01.01.2009 N 16), (т. 1, л.д. 69 - 96, 97 - 118).

В соответствии с условиями указанных договоров установлена обязанность страховых медицинских организаций оплачивать оказываемую медицинским учреждением лечебно-профилактическую помощь по тарифам или финансовым нормативам, установленным тарифным соглашением, и определен порядок оплаты выставляемых счетов.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, а Фондом не опровергается, что Фондом заявлено требование о взыскании с Больницы 777 264 рублей 21 коп. денежных средств в связи с нецелевым использованием, которые перечислены страховыми медицинскими организациями в рамках вышеуказанных договоров, участником которых Фонд не является.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно
ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истцом в материалы дела не представлен договор на предоставление медицинских услуг, согласно которого функции контроля за расходованием средств, полученных учреждением, отнесены к компетенции истца.

Согласно пункту 6 части 8 раздела 3 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.98 N 857, и пункту 9 части 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.96 N 1095 “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации“ (далее - Указ N 1095) предусмотрено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В силу пункта 4 Указа N 1095 средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Указанными нормативными актами не предусмотрено право Фонда на взыскание в судебном порядке с медицинского учреждения средств обязательного медицинского страхования, полученных в рамках договора, заключенного со страховыми медицинскими организациями, и использованных не по целевому назначению.

Как следует
из раздела 7 Инструкции “О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС“, утвержденной Приказом ФФОМС от 17.12.1998 N 100, по результатам проверки территориальный фонд обязательного медицинского страхования направляет медицинскому учреждению Предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования, в котором устанавливаются сроки устранения недостатков и суммы восстановления средств ОМС в сроки, установленные в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.96 N 1095 “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации“.

При выявлении случаев грубого нарушения медицинским учреждением целевого и рационального использования средств ОМС материалы проверок в установленном порядке передаются в органы управления здравоохранением для наложения дисциплинарных или административных взысканий, а в случае выявления действий противоправного характера - в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Согласно Письму N 5121/101 от 25.10.2005 “О применении Приказа ФОМС N 105 от 09.12.1999 “Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования“ при осуществлении функции контроля за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование, и выявлении нецелевого использования средств ОМС территориальные фонды ОМС принимают меры по их восстановлению в соответствии с установленным на территории субъекта Российской Федерации порядком. В случае отказа в восстановлении средств ОМС территориальные фонды ОМС информируют органы исполнительной власти и прокуратуру субъекта Российской Федерации о неисполнении действующего в системе обязательного медицинского страхования законодательства.

Следовательно, действующим законодательством, а также ведомственными актами не предоставлено Фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия права на обращение в арбитражный суд с требованием о взыскании с медицинского
учреждения, выплаченных ему за оказанные медицинские услуги денежных средств, по причине их нецелевого использования.

Таким образом, поскольку у Фонда отсутствуют полномочия на предъявление требования о взыскании с Больницы денежных средств, перечисленных по договорам, заключенным со страховыми медицинскими организациями, за оказанные медицинские услуги, судом первой инстанции законно и обоснованно отказано Фонду в удовлетворении требования о взыскании с Больницы 777 264 рублей 21 коп. денежных средств.

Кроме того, судом первой инстанции отказано в иске в связи с пропуском срока исковой давности о взыскании денежных средств за нецелевое использование в 2004 году по заявлению ГУ “Ресбольница“, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Поскольку Больница не исполнила указанное предписание и не возместила спорную сумму средств ОМС, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с МУЗ “БСМП“ 1 115 743 руб.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследованы все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для разрешения спора, доказательствам, представленным сторонами, судом дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им также дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, поэтому доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.

При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.05.2009 по делу N А22-251/09/7-14 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 266
- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.05.2009 по делу N А22-251/09/7-14 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий

С.А.ПАРАСКЕВОВА

Судьи

Г.В.КАЗАКОВА

Е.В.ЖУКОВ