Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 N 17АП-5856/2009-АК по делу N А60-10251/2009 Законодательство гарантирует субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации, а не с момента получения разрешения на занятие конкретным видом деятельности (лицензии).

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2009 г. N 17АП-5856/2009-АК

Дело N А60-10251/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Богдановой Р.А.,

судей Гуляковой Г.Н., Грибиниченко О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.

при участии:

от заявителя (ООО “Инвестиционная компания “Золотой стандарт“) -

не явился, извещен,

от заинтересованного лица (ИФНС России по г. Полевскому Свердловской области) - Горбачева С.А., удостоверение УР 370121, доверенность от 21.04.2009 г.,

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на
сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ИФНС России по г. Полевскому Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 июня 2009 года

по делу N А60-10251/2009,

принятое судьей Лихачевой Г.Г.

по заявлению ООО “Инвестиционная компания “Золотой стандарт“

к ИФНС России по г. Полевскому Свердловской области

о признании недействительным решения

установил:

ООО “Инвестиционная компания “Золотой стандарт“ обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Полевскому Свердловской области от 22.12.2008 г. N 249, в соответствии с которым обществу доначислен налог на игорный бизнес за август-декабрь 2005 года в общей сумме 494125 руб. и предложено произвести зачет сумм излишне уплаченного налога на игорный бизнес в счет уплаты доначисленного налога по результатам проверки.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2009 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что применение ставки 800 руб. за один игровой автомат является необоснованным, поскольку объекты налогообложения, по которым представлены уточненные налоговые декларации, зарегистрированы после вступления в силу главы 29 НК РФ, следовательно, порождают новые налоговые правоотношения, не связанные ни по объекту, ни по содержанию с длящимся налоговым правоотношением, на которое распространяется гарантии ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ.

Общество письменный отзыв на жалобу не представило, представителя для участия в судебном заседании не направило, что в соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения спора в его отсутствие.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции
в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО “ИК “Золотой стандарт“ зарегистрирована в качестве юридического лица 14.06.2002 г., осуществляет деятельность на основании лицензии по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений N 005243 со сроком действия до 23.08.2009 г.

В налоговый орган представлены налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за август - декабрь 2005 года, в которых налог исчислен исходя из ставки 3750 руб. за один игровой автомат.

22.09.2008 г. обществом в налоговый орган представлены уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за август - декабрь 2005 года, согласно которой налог исчислен исходя из ставки 800 руб. за один игровой автомат.

Основанием для представления уточненных налоговых деклараций послужил вывод заявителя о том, что он, являясь субъектом малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, в течение первых четырех лет своей деятельности подлежал налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации, и соответственно, вправе был при исчислении налога на игорный бизнес применять налоговую ставку 800 рублей.

По результатам камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес за август - декабрь 2005 года налоговым органом вынесено решение от 22.12.2008 г. N 249 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен налог на игорный бизнес за август - декабрь 2005 года в сумме 494 125 руб. и предложено произвести зачет сумм излишне уплаченного налога на игорный бизнес в счет уплаты доначисленного налога по
результатам проверки.

Полагая, что указанное решение в части доначисления налога является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налог на игорный бизнес за август - декабрь 2005 года подлежит расчету исходя из ставки 800 руб. за один игровой автомат, так как заявитель является субъектом малого предпринимательства и имеет право пользоваться гарантиями, установленными ст. 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, в течение первых четырех лет своей деятельности.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.

В соответствии со статьями 364, 365, 366, 369 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся игровые автоматы - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей игорного заведения; объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения; выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.

Пунктом 1 ст. 370 НК РФ предусмотрено, что сумма налога на игорный бизнес исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение
налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

В силу статей 367, 368 НК РФ по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов; налоговым периодом признается календарный месяц.

В соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ при исчислении налога применяются налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат установлены пределы налоговой ставки от 1500 до 7500 рублей.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 г. “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ“ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Из анализа указанной нормы следует, что данная льгота распространяется именно на субъекты малого предпринимательства (а не на объекты налогообложения) в течение первых четырех лет деятельности с момента их государственной регистрации,

В тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: имеются в виду абзац второй части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, определения Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 37-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 09.07.2004 N 242-О.

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому
новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового закона, в силу абзаца второго ч. 1 ст. 9 РФ Федерации от 07.02.2002 г. N 37-О, от 05.06.2003 г. N 277-О, от 09.07.2004 г. N 242-О, Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 г. N 11-П).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 г. N 3597/07 изложена правовая позиция в отношении применения ст. 9 Закона, согласно которой такое обстоятельство как утрата статьей 9 Закона силы с 01.01.2005 г. на основании Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ не повлияло на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены названной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента его государственной регистрации. В Постановлении отмечено, что положения указанной нормы гарантируют субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации, а не с момента получения разрешения на занятие конкретным видом деятельности (лицензии).

С учетом того, что ООО “ИК “Золотой стандарт“ зарегистрировано в качестве юридического лица 14.06.2002 г., то периодом, в течение которого общество имеет право на применение льготного налогообложения, является период с 14.06.2002 г. по 14.06.2006 г.

Согласно Областному закону от 24.11.2000 г. N 32-ОЗ “О ставках налога на игорный бизнес в Свердловской области“ (в редакции Областного закона от 29.03.2001 г. N 30-ОЗ), действовавшему на дату государственной регистрации общества, ставка на игорный бизнес за каждый игровой автомат составляла 800 рублей.

Таким образом, при исчислении налога на игорный бизнес в уточненных налоговых декларациях за август - декабрь 2005 года общество обоснованно применило налоговую ставку
800 руб. за один игровой автомат.

При таких обстоятельствах, решение ИФНС России по г. Полевскому Свердловской области от 22.12.2008 г. N 249 обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.

На основании вышеизложенного доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежат как основанные на неверном толковании закона, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Руководствуясь ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2009 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты его вынесения через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Р.А.БОГДАНОВА

Судьи

Г.Н.ГУЛЯКОВА

О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО