Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 N 16АП-2080/09(1) по делу N А63-1244/09-С3-15 По делу о взыскании излишне перечисленных денежных средств по оплате электроэнергии, потребленной согласно договору энергоснабжения электрической энергией сельскохозяйственного потребителя, и процентов за пользование чужими денежными средствами.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2009 г. N 16АП-2080/09(1)

Дело N А63-1244/09-С3-15

Резолютивная часть постановления оглашена 16 сентября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе председательствующего Белова Д.А., судей Сулейманова З.М, Фриева А.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Капикранян А.А.

С участием в заседании представителей:

от истца:

от ответчика: Морозова Н.Г. - представитель по доверенности (копия в деле)

Логвинова Л.А. - представитель по доверенности (копия в деле)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу СПК колхоз “Родина“ с.Дмитриевское

на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.05.2009

по делу N А63-1244/09-С3-15 под председательством судьи Мисниковой О.А.

по иску СПК “колхоз “Родина“ Красногвардейского района
Ставропольского края с. Дмитриевское

к ОАО “Ставропольэнергосбыт“

о взыскании излишне перечисленных денежных средств по оплате электроэнергии.

установил:

Сельскохозяйственный производительный кооператив колхоз “Родина“ (далее - колхоз, СПК “колхоз “Родина“, истец, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к открытому акционерному обществу “Ставропольэнергосбыт“ (далее - общество, ответчик) о взыскании 723 408 руб. 84 коп. из них: 703 572 руб. 02 коп. - излишне уплаченная сумма по оплате электроэнергии, потребленной согласно договору N 552213 от 09.02.2004 за период с 01.01.2008 по 01.10.2008; 19 836 руб. 82 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.05.2009 в удовлетворении исковых требований СПК колхоз “Родина“ отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что истцом не представлены в суд основания возникновения у ответчика обязанности возврата какой-либо денежной суммы, так как документы, создающие доказательственную базу по заявленному иску, в материалах дела отсутствуют.

Не согласившись с принятым решением, СПК колхоз “Родина“ обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 07.05.2009 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требования.

Податель жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Все доказательства, подтверждающие переплату за электрическую энергию, имеются в материалах дела.

По мнению апеллянта, требования Постановления Правительства РФ N 643 от 24.10.2003 “О правилах оптового рынка электрической энергии переходного периода“ не распространяются на истца.

От общества поступил отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представитель СПК “Родина“ просил удовлетворить жалобу по доводам, изложенным в ней.

Представитель ОАО “Ставропольэнергосбыт“ возражал об удовлетворении жалобы по доводам, изложенным в отзыве.

Правильность решения от 07.05.2009 проверяется
в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, изучив апелляционную жалобу и отзыв на нее, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, что ОАО “Ставропольэнергосбыт“ (энергоснабжающая организация) и СПК колхоз “Родина“ (абонент) заключили между собой договор энергоснабжения электрической энергией сельскохозяйственного потребителя N 552213/57 от 09.02.2004 с изменениями, касающиеся вступления в силу обязательных для исполнения нормативных правовые актов. Данные изменения согласованны сторонами в Соглашениях об изменении договора от 01.09.2006 и от 09.01.2008.

В соответствии с пунктом 1.1 договора истец отпускал за плату, а ответчик принимал и оплачивал электроэнергию. Пунктом 2.1.1 договора объемы потребления стороны установили в приложении к договору NN 1, 1-а.

Фактически истцом оплачена сумма 1493193,55 руб.

Посчитав, что у истца имеется переплата в размере 703572,02 руб. и получив отказ общества в возврате указанной суммы, СПК колхоз “Родина“ обратился в суд с настоящим иском.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Кроме того, в силу положений статьи 426 Кодекса договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом,
Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Такой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1), а цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2).

Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения).

Статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами.

На основании статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии,
продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 названного закона).

В силу Федерального закона “Об электроэнергетике“ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.06 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.

Согласно пункту 4 Правил продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном Правилами.

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (пункт 5 Правил).

В пункте 106 Правил определено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.

В силу пункта 109 Правил электрическая энергия (мощность)
сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.

Пунктами 109 - 111 Правил установлен механизм расчета нерегулируемых цен, что в системном толковании со статьей 2 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ указывает на их императивный характер для всех участников спорных правоотношений.

Довод истца на то, что к нему ошибочно применены нерегулируемые цены отклоняется судом апелляционной инстанции.

Применение сторонами расчетов по свободным (нерегулируемым) ценам согласовано сторонами в Соглашениях об изменении договора от 01.09.2006 и от 09.01.2008 и соответствует пунктам 4, 106, 109 Постановления Правительства Российской Федерации N 530.

Цена электроэнергии и мощности, поставляемой энергоснабжающей организацией определяется в соответствии с положениями действующих федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.06 N 530.

Судом проверен расчет стоимости электроэнергии, потребленной за оспариваемый период колхозом по регулируемым ценам, а также соблюдение энергоснабжающей организацией порядка установления свободной (нерегулируемой) цены.

По регулируемым ценам (тарифам) электрическая энергия (мощность) поставляется колхозу в объеме, приобретаемом энергоснабжающей организацией по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 530.

Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых колхозу по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с условиями Соглашений должна оплачиваться истцом по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.

Перерасчет за июль 2008
года, выставленный по счету-фактуре N 73/01651 от 29.09.08 с учетом уточненной нерегулируемой цены за июль сделан также ответчиком обоснованно, в соответствии с опубликованной ОАО “АТС“ (организацией коммерческой инфраструктуры) средневзвешенной нерегулируемой цены за июль 2008 года.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не представлены в суд основания возникновения у ответчика обязанности возврата какой-либо денежной суммы, так как документы, создающие доказательственную базу по заявленному иску, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал, что в удовлетворении требований СПК колхоз “Родина“ надлежит отказать.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана надлежащая оценка.

Нормы права при разрешении спора применены верно, нарушения материальных и процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на СПК колхоз “Родина“, но взысканию не подлежит, поскольку уплачена при подаче жалобы.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.05.2009 по делу N А63-1244/09-С3-15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.

Председательствующий

Д.А.БЕЛОВ

Судьи

З.М.СУЛЕЙМАНОВ

А.Л.ФРИЕВ