Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 N 17АП-4729/2009-АК по делу N А60-12008/2009 Отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства признан правомерным, поскольку взыскателем не представлена информация об отсутствии или закрытии расчетных и иных счетов должников, на которые может быть обращено взыскание.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 2009 г. N 17АП-4729/2009-АК

Дело N А60-12008/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуляковой Г.Н.,

судей Грибиниченко О.Г., Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якимовой Е.В.,

при участии:

от заявителя Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Филиал N 5 - не явился, извещен надлежащим образом;

от заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя Сухоложского районного отдела УФССП по Свердловской области Осипчук Т.В. - не явился, извещен надлежащим образом;

от третьего лица Местной православной религиозной организации Приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы села Рудянское
Сухоложского района Свердловской области Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви - не явился, извещен надлежащим образом,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Филиал N 5

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 мая 2009 года

по делу N А60-12008/2009,

принятое судьей Сабировой М.Ф.,

по заявлению Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Филиал N 5

к судебному приставу-исполнителю Сухоложского районного отдела УФССП по Свердловской области Осипчук Т.В.

третье лицо: Местная православная религиозная организация Приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы села Рудянское Сухоложского района Свердловской области Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви

о признании незаконным постановления,

установил:

в арбитражный суд обратилось Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 5 с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Сухоложского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Осипчук Т.В. от 06.03.2009 года об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиала N 5) от 25.02.2009 года N 4868/112 о взыскании за счет имущества Местной православной религиозной организации Приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы села Рудянское Сухоложского района Свердловской области Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви страховых взносов на сумму 27,60 руб. и пени на сумму 11,62 руб.

Решением суда первой инстанции от 14.05.2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не
согласившись с вынесенным решением, Филиал обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители сторон по делу в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

От судебного пристава-исполнителя представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Фондом вынесено решение от 24.02.2009 года N 4868/112 о взыскании с Местной православной религиозной организации Приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы села Рудянское Сухоложского района Свердловской области Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви страховых взносов на сумму 27,60 руб. и пени на сумму 11,62 руб. за счет имущества страхователя.

25.02.2009 года Фондом вынесено постановление о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя N 4868/112.

Данное постановление с сопроводительным письмом от 24.02.2009 года N 05-13/05/1419 направлено в Сухоложский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области для исполнения.

Судебный пристав-исполнитель Сухоложского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Осипчук Т.В. постановлением от 06.03.2009 года отказал Фонду в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на ст. 14, 31 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“, в связи
с отсутствием документов, содержащих отметки банка о полном или частичном неисполнении требований Фонда социального страхования ввиду отсутствия на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Считая постановление об отказе в возбуждении производства на основании исполнительного документа, Фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в возбуждении исполнительного производства соответствует положениям ФЗ “Об исполнительном производстве“.

Данные выводы являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст. 19 ФЗ от 24.07.1998 года N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей. Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Порядок взыскания недоимки и пени по страховым взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрен пунктом 6 статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ. Согласно последнему абзацу указанного пункта при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах
страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.

В пункте 6 Порядка взаимодействия Фонда социального страхования Российской Федерации, его исполнительных органов и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при принудительном исполнении постановлений исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователей, а также иных исполнительных документов о взыскании в пользу Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.12.2003 N 317/280, разъяснено, что действия исполнительного органа Фонда социального страхования по реализации права взыскания недоимки по страховому взносу и пени за счет иного имущества страхователя регламентируются статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание недоимки по страховым взносам и пени за счет иного имущества страхователя производится по решению руководителя (его заместителя) исполнительного органа Фонда путем направления в течение трех дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения.

Если организация добровольно не уплатила сумму задолженности в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании задолженности вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.

Решение о взыскании задолженности обращается к исполнению путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о
взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Таким образом, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств признаются исполнительными документами только в случае приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Из сопроводительного письма Фонда от 24.02.2009 года N 05-13/05/1419 следует, что к постановлению о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя от 25.02.2009 года N 4868/112 предъявленного в службу судебных приставов для исполнения, не были приложены предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ документы, свидетельствующие о состоянии счетов должника.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 названного Закона.

Отсутствие предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата
в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.

Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Учреждение не представило судебному приставу-исполнителю информацию об отсутствии или закрытии расчетных и иных счетов должников, на которые может быть обращено взыскание; постановление Учреждения не содержит отметок банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

При таком положении отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства только на основании постановления Учреждения обоснованно признан судом правомерным.

При этом, суд апелляционной инстанции отклоняет довод Фонда о невозможности представления судебному приставу-исполнителю выписки из ЕГРЮЛ.

Согласно п. 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 “О Едином государственном реестре юридических лиц“, регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и(или) внесения изменений в государственный реестр бесплатно представляет сведения о юридическом лице, предусмотренные в приложении N 2 “Сведения о юридическом лице, включаемые в запись Единого государственного реестра юридических лиц“ (далее - приложение N 2) к названным Правилам, в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, военные комиссариаты, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики и в случаях, установленных федеральными законами, - в иные органы.

Приложение N 2 содержит в том числе сведения
о банковских счетах юридического лица.

Суд первой инстанции правомерно применил вышеназванные положения при рассмотрении настоящего спора.

Доказательств невозможности для Учреждения запросить названные сведения у налогового органа и предоставить их судебному приставу-исполнителю на момент предъявления ему спорного постановления не представлено.

Довод Фонда о нецелесообразности истребования у налогового органа соответствующих сведений является ошибочным, не основанным на нормах права.

Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда об отказе Учреждению в удовлетворении заявленных требований и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Г.Н.ГУЛЯКОВА

Судьи

О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО

С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА