Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 N 17АП-4565/2009-ГК по делу N А71-701/2009 Решение об отказе в исправлении технической ошибки в государственном реестре прав признано незаконным, поскольку дата государственной регистрации общества, указанная в свидетельстве о государственной регистрации права, не соответствует данным свидетельства о государственной регистрации этого общества.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2009 г. N 17АП-4565/2009-ГК

Дело N А71-701/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Г.Л.Паньковой,

судей Г.И.Глотовой, Л.А.Усцова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шилонцевой В.А.,

при участии:

от заявителя - ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ в лице филиала ОАО “ФСК ЕЭС“ - Пермского предприятия магистральных электрических сетей: Наговицына Е.А., доверенность от 28.05.2008,

от заинтересованного лица - Управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике: Литвинова Л.Д., доверенность от 25.12.2008,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,
путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица,

Управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 21 апреля 2009 года,

по делу N А71-701/2009,

принятое судьей Н.Г.Зориной

по заявлению ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ в лице филиала ОАО “ВСК ЕЭС“ - Пермского предприятия магистральных электрических сетей

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике

о признании незаконным решения об отказе в исправлении технической ошибки, обязании исправить техническую ошибку,

установил:

ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике о признании решения УФРС по Удмуртской Республике от 14.11.2008 (исх. N 01/030/2008-965) об отказе в исправлении технической ошибки незаконным, обязании УФРС по Удмуртской Республике исправить техническую ошибку в Едином государственном реестре прав о дате государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего государственную регистрацию правообладателя, а именно: заменить слова “20 августа 2002 г.“ и “ИМНС по Тосненскому району Ленинградской области“ на “25 июня 2002 г.“ и “Ленинградская областная регистрационная палата“ соответственно, обязании УФРС по Удмуртской Республике выдать новые свидетельства о государственной регистрации прав взамен указанных в исковом заявлении в соответствии с произведенными изменениями в Едином государственном реестре прав (т. 1 л.д. 8).

При рассмотрении дела заявителем уточнялись заявленные требования (т. 2 л.д. 13-14).

Впоследствии заявителем уточнены заявленные требования, которые приняты судом на основании ст. 49 АПК РФ (т. 2 л.д. 29-32, 45, 49-50). Заявитель просил признать незаконным решение Управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике от 14.11.2008 (исх. N 01/030/2008-965)
об отказе в исправлении технической ошибки, обязать УФРС по Удмуртской Республике устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем исправления технической ошибки в Едином государственном реестре прав в дате государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего государственную регистрацию, и обязания выдачи нового свидетельства о государственной регистрации права взамен свидетельства о государственной регистрации права от 06.11.2008 серии 18АА N 717148.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 апреля 2009 года признано незаконным решение Управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике от 14.11.2008 N 01/030/2008-965 об отказе в исправлении технической ошибки, вынесенное в отношении ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“, как несоответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации. Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике обязано устранить нарушение прав и законных интересов ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“, путем исправления технической ошибки в Едином государственном реестре прав в дате государственной регистрации, и выдачи нового свидетельства о государственной регистрации права взамен свидетельства о государственной регистрации права от 06.11.2008 серия 18АА N 717148. В удовлетворении остальной части заявления отказано (т. 2 л.д. 51-60).

Заинтересованное лицо с решением суда от 21 апреля 2009 года не согласно по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. По мнению заявителя апелляционной жалобы, Единый государственный реестр юридических лиц находится в ведении Федеральной налоговой службы, Министерство РФ по налогам и сборам является регистрирующим органом, который присваивает юридическому лицу ОГРН.

Решением об отказе в исправлении технической ошибки не нарушено прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указанная в свидетельстве дата не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, не создает препятствий для осуществления предпринимательской и
иной экономической деятельности. Указание в свидетельстве о государственной регистрации права даты государственной регистрации общества - 20.08.2002, вместо даты - 26.06.2002 - не может повлечь правовую неопределенность в идентификации правообладателя объектов недвижимого имущества.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просило решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением норм материального права.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также подтвердил, что поддерживает последние требования, заявленные им, которые рассмотрены судом первой инстанции.

В отзыве на апелляционную жалобу заявитель указал на то, что датой регистрации является 25.06.2002 и эта дата должна быть указана в свидетельстве о государственной регистрации права. 25.06.2002 ОАО “ФСК ЕЭС“ зарегистрировано Учреждением юстиции - Ленинградской областной регистрационной палатой в качестве юридического лица и включено в реестр под N 00/03124, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии ЛО-002 N 21081.

Решение УФРС об отказе нарушает права и законные интересы заявителя, так как сведения о дате государственной регистрации общества не соответствуют данным о юридическом лице из правоустанавливающих документов заявителя. Данное обстоятельство влечет правовую неопределенность в идентификации правообладателя объектов недвижимого имущества.

В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ в период с 06.11.2008 по 09.12.2008 получено 78 свидетельств о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости (т. 1 л.д. 25-102).

06.11.2008 ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“, г. Москва в лице филиала ОАО “ФСК ЕЭС“ - Пермского предприятия магистральных электрических сетей, г. Пермь получено свидетельство о государственной регистрации права от 06 ноября 2008 года серии 18АА N 717148 на объект права: здание оперативного пункта управления (ОПУ-220) - (внутренние N 1-3) - инвентарный N 104062, назначение: вспомогательное, 1-этажный (подземный этажей - 0), общая площадь 100,4 кв. м, инв. N 2, лит. Б, адрес объекта: Удмуртская Республика, Воткинский район, 9 км Кельчинского тракта, подстанция “Сива“ (т. 2 л.д. 16).

В указанном свидетельстве в графе “Субъект (субъекты) права“ указана дата государственной регистрации ОАО “ФСК ЕЭС“ - 20.08.2002, наименование регистрирующего органа - Инспекция МНС по Тосненскому району Ленинградской области.

В ноябре 2008 года заявитель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республики с заявлением (вх. N 01/093/2008-965) об исправлении технической ошибки в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в связи с неверным указанием даты государственной регистрации общества, а именно: вместо даты “25.06.2002“ в свидетельстве указана дата “20.08.2002“.

Письмом от 14.11.2008 (исх. N 01/030/2008-965) Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике отказало заявителю в исправлении технической ошибки в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в связи с ее отсутствием (т. 1 л.д. 19-20). В письме от 14.11.2008 Управление указало, что в свидетельстве о государственной регистрации права в
сведениях о российском юридическом лице указывается дата внесения записи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствующем государственном реестре.

Заявитель, полагая, что отказ Управления в исправлении технической ошибки нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене, по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, которая проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации (ст. 14 Федерального закона N 122-ФЗ).

Статья
21 Федерального закона N 122-ФЗ регламентирует порядок исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав.

Технические ошибки в записях, допущенные при государственной регистрации прав, исправляются в трехдневный срок по решению государственного регистратора после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в такой же срок в обязательном порядке в письменной форме получают информацию об исправлении технической ошибки. Исправление технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда (п.п. 1, 2 ст. 21).

Согласно Методическим рекомендациям по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Приказом Минюста Российской Федерации от 01.07.2002 N 184 (ред. от 19.01.2005), технические ошибки, подлежащие исправлению на основании статьи 21 Закона, могут быть допущены в записях Единого государственного реестра прав и соответственно в свидетельствах о государственной регистрации прав и в штампах регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделок (п. 70 методических рекомендаций).

Характер технических ошибок может быть различен. Технические ошибки могут быть связаны, в том числе с тем, что сведения, внесенные в Единый государственный реестр прав и соответственно в свидетельство о государственной регистрации права, не соответствуют аналогичным сведениям в правоустанавливающем
документе, который имеет приоритет перед записями Единого государственного реестра прав (абзац третий пункта 8 статьи 12 Федерального закона N 122-ФЗ).

В соответствии с п. 18 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219, в записях реестра в отношении правообладателя (российского юридического лица) указываются полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, дата государственной регистрации, наименование органа, осуществившего такую регистрацию, код причины постановки на учет, адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).

В силу ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного
реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ).

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности серии 18АА N 717148 от 06.11.2008, в графе “Субъект (субъекты) права“ указаны дата государственной регистрации общества “20.08.2002“, наименование регистрирующего органа “Инспекция МНС по Тосненскому району Ленинградской области“ (т. 2 л.д. 16).

Заявитель полагает, что в указанном свидетельстве в графе “Субъект (субъекты) права“ должны быть указаны дата государственной регистрации общества “25.06.2002“, наименование регистрирующего органа “Ленинградская областная регистрационная палата“ согласно свидетельству о государственной регистрации ОАО “ФСК ЕЭС“ серии ЛО-002 N 21081 (т. 1 л.д. 17).

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о правомерности доводов заявителя о наличии технической ошибки в свидетельстве серии 18АА N 717148 от 06.11.2008 в части указания даты государственной регистрации общества. ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ было зарегистрировано до 01.07.2002.

Согласно свидетельству о государственной регистрации серии ЛО-002 N 21081, выданному Ленинградской областной регистрационной палатой, ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ зарегистрировано и включено в реестр 25 июня 2002 под N 00/03124.

Таким образом, верен вывод суда первой инстанции о том, что датой государственной регистрации общества является дата “25 июня 2002 года“. Данная дата должна быть указана в свидетельстве о государственной регистрации права от 06 ноября 2008 года серии 18АА N 717148.

Свидетельство от 06.11.2008 серии 18АА N 717148 содержит недостоверные сведения в дате государственной регистрации юридического лица, чем нарушаются права заявителя.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое заявителем решение нарушает его права и законные интересы, поскольку наличие ошибки в свидетельстве о государственной регистрации
права влечет правовую неопределенность в идентификации правообладателя объектов недвижимого имущества.

Судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы заинтересованного лица в силу следующего.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса. Уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами “а“-“д“, “л“ пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Дата “20.08.2002“ в рассматриваемом деле является датой внесения указанной записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а не датой государственной регистрации общества.

Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно решение Управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике от 14.11.2008 N 01/030/2008-965 об отказе в исправлении технической ошибки, вынесенное в отношении ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“, признано незаконным.

В удовлетворении остальной части заявления судом первой инстанции отказано правомерно, поскольку заявитель обращался в Управление только с заявлением об устранении технической ошибки в части неверного указания даты государственной регистрации общества. Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике решения об отказе в исправлении технической ошибки в части неверного указания наименования регистрирующего органа не принимало.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заинтересованное лицо в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежит возврату из федерального бюджета на основании ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.04.2009 по делу N А71-701/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Управлению Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. (одна тысяча рублей), уплаченную платежным поручением от 19.05.2009 N 14315.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с момента его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Г.Л.ПАНЬКОВА

Судьи

Г.И.ГЛОТОВА

Л.А.УСЦОВ