Решения и постановления судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 N 17АП-2655/2009-АК по делу N А50-2435/2009 Обязанность исчисления и уплаты налога на переданное имущество возникает с момента принятия данного имущества к бухгалтерскому учету. Поскольку имущество в спорный период комитету не передано и не принято им к учету, оснований для взыскания налога на имущество у инспекции не имеется.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2009 г. N 17АП-2655/2009-АК

Дело N А50-2435/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Полевщиковой С.Н.,

судей: Гуляковой Г.Н., Сафоновой С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.



при участии:

от истца Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края - Зубкова Н.С., паспорт, доверенность от 26.02.2009 N 04-16/02935; Елизарова С.С., паспорт, доверенность от 26.02.2009 N 04-16/02934

от заинтересованного лица Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения Пермского края - Клячина Т.В., паспорт, доверенность от 25.02.2009 N 9; Елькина Л.А., паспорт, доверенность от 02.03.2007; Кузьмина О.В., паспорт, распоряжение от 28.04.2007 N 167-р

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 февраля 2009 года

по делу N А50-2435/2009,

принятое судьей Аликиной Е.Н.,

по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края



к Комитету по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения Пермского края

о взыскании 1 494 528, 62 рублей,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения Пермского края (далее - Комитет, налогоплательщик) недоимки по налогу на имущество в сумме 1 188 308 руб., пени в сумме 68 559, 02 руб. и суммы штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 237 661,60 рублей.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 февраля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.

По мнению налогового органа, при принятии судом решения имело место неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.

В частности, инспекция указала, что на основании Закона Пермского края “О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Чайковского муниципального района“ (далее - Закон) от 13.12.2006 N 3420-806 право собственности вновь образованных поселений, входящих в состав Чайковского муниципального района, на передаваемое имущество возникает с 01.01.2007, следовательно, с указанного момента налог на имущество организаций в отношении переданного имущества подлежит уплате Комитетом.

Комитетом представлен отзыв, согласно которому против доводов инспекции возражает, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.

Согласно нормам действующего законодательства, обязанность исчисления и уплаты налога на переданное имущество и предоставления в налоговый орган деклараций возникла у Комитета с момента постановки на учет имущества по передаточным актам от 12.03.2007 и 23.04.2007.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из обстоятельств дела, спор между сторонами возник по поводу законности требования инспекции об уплате Комитетом налога на имущество за 12 месяцев 2007 года, соответствующих сумм пени и штрафа.

По мнению инспекции, налогоплательщик не выполнил обязанность по уплате налога на имущество с учетом остаточной стоимости имущества по состоянию на 01.01.2007 г., переданного Комитету по управлению имуществом из МУ “Чайковское имущественное казначейство“ на основании Закона Пермского края от 13.12.2006 г. N 3420-806 “О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Чайковского муниципального района“, поскольку право собственности вновь образованных поселений, входящих в состав Чайковского муниципального района, на передаваемое имущество в безвозмездное пользование, возникло с 01.01.2007 г.

Возражая против указанного вывода налогового органа, Комитет указал, что обязанность по уплате налога на имущество возникает у него с момента постановки имущества на бухгалтерский учет.

Разрешая спор по существу, суд согласился с доводами налогоплательщика, указав на отсутствие законных оснований для начисления спорных сумм налога и пеней.

Вывод суда является верным.

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 НК РФ.

Как следует из материалов дела, по результатам представленной Комитетом в инспекцию уточненной налоговой декларации по налогу на имущество за 12 месяцев 2007 года, налоговым органом проведена камеральная проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение требований главы 30 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная на отчетную дату, определена без учета остаточной стоимости имущества, переданного на баланс Комитета от муниципального учреждения Чайковского муниципального района “Чайковское имущественное казначейство“.

По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт N 7435 от 12.08.2008 и принято решение N 30018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.09.2008, согласно которому Комитету доначислен налог на имущество организаций, пени и налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в общей сумме 1 494 528, 62 рублей.

Действительно, основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Право собственности на имущество, передаваемое в указанном порядке, возникает с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

В целях разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности Чайковского муниципального района, между вновь образованными городским и сельскими поселениями и муниципальным районом, в который они входят, принят Закон Пермского края от 13.12.2006 г. N 3420-806 “О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Чайковского муниципального района“.

Статьей 2 Закона предусмотрено, что право собственности вновь образованных поселений, входящих в состав Чайковского муниципального района, на передаваемое имущество, в том числе движимое имущество, ранее переданное поселениям для решения вопросов местного значения в безвозмездное пользование, возникает с 01.01.2007.

Между тем, довод инспекции о том, что Комитет с 01.01.2007 несет бремя содержания муниципального имущества, а, следовательно, налог на имущество организаций в отношении переданного имущества подлежит уплате последним вне зависимости от фактической передачи имущества бюджетному учреждению и постановке его на бухгалтерский учет, проверен арбитражным апелляционный судом и признан несостоятельным.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 г. N 25Н, согласно которой объектом бюджетного учета признается и имущество казны.

Согласно указанной Инструкции бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете“, бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данной Инструкцией.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25Н, раздел 111 отсутствует, имеется в виду пункт 10 раздела 1 части III.

Имущество казны муниципальных образований относится к основным средствам, учитываемым на счете 010100000 (п. 10 раздела 111).

Принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.

Поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляются актами о приеме-передаче объекта основных средств, зданий и сооружений и т.д. по форме N ОС-1, ОС 1а (п. 20).

Унифицированная форма акта ОС-1 содержит обязательный реквизит - дату, когда объект принят к учету.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, в том числе дату составления документа.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Как следует из актов приема-передачи, составленных по унифицированным формам N ОС-1а (акт приема-передачи зданий (сооружения), N ОС-16 (акт приема-передачи групп объектов основных средств) передача Комитету имущества от муниципального учреждения Чайковского муниципального района “Чайковское имущественное казначейство“ и принятие его к бухгалтерскому учету состоялась 12.03.07 г. и 23.04.07 г.

Учитывая, что имущество было принято к бухгалтерскому учету в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета 12.03.07 г. и 23.04.07 г., арбитражный суд правомерно сделал вывод об отсутствии у инспекции оснований для возложения на Комитет обязанности по уплате налога на имущество, пени и штрафных санкций за спорный период.

Кроме того, действующее законодательство не связывает налогообложение имущества организаций с возникновением права собственности на объекты имущества.

Доказательств нарушения Комитетом порядка ведения бухгалтерского учета при постановке на учет имущества муниципальной казны инспекцией в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ не представлено.

Установленный законодательством переходный период для передачи имущества, Комитетом не нарушен, в трехмесячный срок произошла постановка имущества на бухгалтерский учет.

При данных обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 26 февраля 2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА

Судьи

Г.Н.ГУЛЯКОВА

С.Н.САФОНОВА