Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 N 17АП-1655/2009-АК по делу N А50-19149/2008 Систематическое непредставление обществом деклараций о розничной продаже алкогольной продукции является основанием для аннулирования в судебном порядке выданной лицензии на осуществление розничной продажи спиртных напитков и вина в розлив в закусочной.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2009 г. N 17АП-1655/2009-АК

Дело N А50-19149/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Савельевой Н.М.

судей Осиповой С.П., Риб Л.Х.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.

при участии:

от заявителя Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края: Авдеева Е.А. - представитель по доверенности от 02.02.2009 г.

от заинтересованного лица ООО “Трактир “Разгуляй“: Пепеляева Н.Н. - директор (решения учредителей от 12.01.2006 г. N 1), Федоров В.В. - адвокат, ордер N 54 от 30.03.2009 г.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим
образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ООО “Трактир “Разгуляй“ (ответчика по делу)

на решение Арбитражного суда Пермского края от 29 января 2009 года

по делу N А50-19149/2008,

принятое судьей Алексеевой А.Е.

по заявлению Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края

к ООО “Трактир “Разгуляй“

об аннулировании лицензии,

установил:

Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии на розничную продажу спиртных напитков и вина в розлив В322487, регистрационный номер 084-2006 от 24.03.2006 г., выданную обществу с ограниченной ответственностью “Трактир “Разгуляй“.

Решением суда Пермского края от 29 января 2009 г. заявленные требования удовлетворены. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции В322487, регистрационный номер 084-2006 от 24.03.2006 г., выданная ООО “Трактир “Разгуляй“ аннулирована.

ООО “Трактир “Разгуляй“ (ответчик по делу) не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование заявленных требований приводит следующие доводы: 1) судом первой инстанции при рассмотрении дела не были оценены характер нарушений, их причины, факт их устранения (декларации были представлены после указания на факт их непредставления и в дальнейшем своевременно представлялись в административный орган), а также наличие и размер конкретного вреда, вызванного данным нарушением, наряду с иными обстоятельствами, имеющими существенное значение для дела; 2) примененная мера не соответствует требованиям справедливости и соразмерности; аннулирование лицензии является правом суда, а не его обязанностью.

Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края (заявитель по делу) представило отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым полагает, 1) что общество должно располагать информацией о
необходимости представления деклараций об объеме производства и оборота алкогольной продукции и наличии ответственности за их непредставление; 2) декларирование представляет собой меру государственного регулирования оборота алкогольной продукции, и непредставление декларации представляет собой нарушение лицензионного режима, затрагивающее права и интересы других лиц; 3) декларации за 6, 9 и 12 месяцев 2007 г. общество представило с нарушением установленных сроков 17.10.2008 г., за 3 и 6 месяцев - 14 октября 2008 г. только после получения уведомления о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 24.03.2006 г. Департаментом агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области ООО “Трактир “Разгуляй“ выдана лицензия В322487 регистрационный номер 084-2006 на осуществление розничной продажи спиртных напитков и вина в розлив в закусочной по адресу: г. Пермь, ул. Большевистская, 24 со сроком действия до 24.03.2011 г. (л.д. 8).

Комиссией по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края, в связи с систематическим непредставлением ООО “Трактир “Разгуляй“ деклараций о розничной продаже алкогольной продукции за 6 месяцев 2007 г., 9 месяцев 2007 г. и 12 месяцев 2007 г., а также 3 месяца и 6 месяцев 2008 г., принято решение от 02.10.2008 г. об обращении в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии (л.д. 10).

Удовлетворяя заявленные требования министерства, суд первой инстанции исходил из подтверждения факта нарушения обществом лицензионных условий и наличия законных оснований для аннулирования, выданной лицензии.

Данный вывод суда является верным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального
закона Российской Федерации от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Закон) лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является, в том числе, повторное в течение одного года несвоевременное представление деклараций в лицензирующий орган. Лицензирующим органом, в силу пункта 1.3 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 06.07.2007 г. N 134-П - является Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края.

Статьей 6 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся в том числе: определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции; введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций.

Согласно требованиям, предусмотренным в статье 14 Закона, организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и(или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Пермского края от 09.03.2007 г. N 22-П утвержден Порядок представления деклараций о розничной продаже алкогольной
продукции на территории Пермского края “О декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Пермского края“ (далее - Порядок).

Пунктами 3 и 7 Порядка установлено, что декларации о розничной продаже алкогольной продукции представляются в исполнительный орган государственной власти Пермского края, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, ежеквартально в 15-дневный срок после окончания отчетного квартала нарастающим итогом с начала года и в целом за год. Декларации представляются в течение всего периода действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с момента ее получения до момента окончания срока ее действия, в том числе и при отсутствии ведения лицензиатом деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

Подтверждением представления декларации в исполнительный орган государственной власти Пермского края, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, является наличие на соответствующей копии декларации отметки о принятии с указанием даты и подписи должностного лица, принявшего декларацию (пункт 8 Порядка).

Как правомерно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в нарушение вышеназванных норм ООО “Трактир “Разгуляй“ представило в лицензирующий орган декларации о розничной продаже алкогольной продукции за 2 квартал 2007 г., 3 квартал 2007 года и 4 квартал 2007 года только 17 октября 2008 г., декларация за 1 квартал 2008 года и 2 квартал 2008 года - 14 октября 2008 года, с нарушением установленных сроков и после получения обществом уведомления от 05.10.2008 г. N СЭД-03.04.1-10-767 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.

Следовательно, обществом не выполнена обязанность по своевременному предоставлению деклараций о розничной продаже алкогольной продукции за пять отчетных периодов, на основании чего вывод суда первой инстанции о наличии законных оснований для аннулирования лицензии
является обоснованным и подтверждается документально.

Заявитель апелляционной жалобы, не оспаривая факт нарушения сроков представления деклараций, указывает на то, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не были оценены характер нарушений, их причины, факт их устранения (декларации были представлены после указания на факт их непредставления и в дальнейшем своевременно представлялись в административный орган), а также наличие и размер конкретного вреда, вызванного данным нарушением, наряду с иными обстоятельствами, имеющими существенное значение для дела. Судом не учтено, что примененная мера не соответствует требованиям справедливости и соразмерности; аннулирование лицензии является правом суда, а не его обязанностью.

Указанный довод отклоняется, так как из содержания решения суда первой инстанции следует, что вышеуказанные обстоятельства были судом оценены и им дана надлежащая оценка.

Так суд первой инстанции обоснованно указал, что аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц (п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10).

Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в силу п. 1 ст. 1 Федерального закона N 171-ФЗ государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства
и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения, а, следовательно, процесс оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.

В соответствии с действующим законодательством аннулирование лицензии на розничную продажу алкогольной продукции является единственно возможной мерой реагирования на неисполнение лицензиатом обязанности по декларированию оборота алкогольной продукции.

Судом первой инстанции при вынесении решения об аннулировании лицензии также учтен характер нарушений - неоднократное непредставление в течение длительного периода деклараций о розничной продаже алкогольной продукции. Указанные обстоятельства по делу свидетельствуют о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Пояснения директора общества о том, что декларации представлялись несвоевременно в связи с неверными разъяснениями сотрудников Министерства о возможности представления деклараций только по итогам календарного года в связи с незначительным оборотом алкогольной продукции, документально не подтверждены. Кроме того, организации, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, обязаны соблюдать требования действующего законодательства о необходимости представления деклараций об объеме производства и оборота алкогольной продукции и должны располагать информацией о наличии ответственности за их непредставление. Поэтому незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности, не является основанием для освобождения общества от применения к нему мер государственного принуждения.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на факт представления деклараций за все отчетные периоды 14 и 17 октября 2008 года, что является добровольным устранением выявленных нарушений, отклоняется, так как декларации были представлены только после получения уведомления о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.

Ссылка заявителя на факт направления декларации за 2007 год по почте 4.02.2008 г. отклоняется, так как срок ее представления 15.01.2008
г. также нарушен. Кроме того, отсутствует надлежащее доказательство ее направления заказной корреспонденцией, факт ее получения лицензирующим органом отрицается.

Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к правильному выводу о наличии основания для аннулирования выданной обществу лицензии.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции от 29 января 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО “Трактир “Разгуляй“ - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 29 января 2009 года по делу N А50-19149/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО “Трактир “Разгуляй“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи

С.П.ОСИПОВА

Л.Х.РИБ