Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 N 17АП-1038/2009-АК по делу N А50-17216/2008 Заявитель не обязан сообщать в налоговый орган об открытии бизнес-счета, поскольку он открыт в целях обслуживания корпоративной банковской карты, при этом договор банковского счета не заключался. Кроме того, при формировании денежных средств на данном счете средства третьих лиц не участвуют.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 марта 2009 г. N 17АП-1038/2009-АК

Дело N А50-17216/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Борзенковой И.В.

судей Богдановой Р.А., Голубцова В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.,

при участии:

от заявителя ООО “УТТ “Полазнанефть“ - Плюснина М.В., паспорт, доверенность N 17-ю от 31.12.2008 г.;

от заинтересованного лица ИФНС России по г. Добрянке Пермского края - Никитина Е.М., удостоверение УР N 347981, доверенность N 2 от 12.01.2009 г.;

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения
информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица

ИФНС России по г. Добрянке Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 31 декабря 2008 года

по делу N А50-17216/2008,

принятое судьей Виноградовым А.В.

по заявлению ООО “УТТ “Полазнанефть“

к ИФНС России по г. Добрянке Пермского края

о признании ненормативного правового акта недействительным,

установил:

ООО “УТТ “Полазнанефть“ обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Добрянке Пермского края от 08.09.2008 г. N 10.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 31.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены: решение ИФНС России по г. Добрянке Пермского края от 08.09.2008 г. N 10 признано несоответствующим п. 1 ч. 2 ст. 23 НК РФ и недействительным. На ИФНС России по г. Добрянке Пермского края возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с решением суда, ИФНС России по г. Добрянке Пермского края обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что бизнес-счет отвечает требования, которые предъявляются к банковским счетам, установленным ст. 11 НК РФ, и общество обязано было сообщить о его открытии в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.

ООО “УТТ “Полазнанефть“ представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку открытый бизнес-счет не соответствует понятию счета, изложенного в ст. 11 НК РФ. Кроме того, заявитель указывает на нарушение налоговым
органом процедуры принятия оспариваемого решения.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по г. Добрянке Пермского края по результатам проведенной в порядке ст. 101.4 НК РФ проверки сообщения Западно-Уральского банка Сбербанка России об открытии 18.04.2008 г. ООО “УТТ “Полазнанефть“ расчетного счет N 40702810049270401075 составлен акт о нарушении ООО “УТТ “Полазнанефть“ п. 1 ст. 23 НК РФ виде непредставления сведений об открытом расчетном счете и вынесено решение от 08.09.2008 г. N 10 о привлечении ООО “УТТ “Полазнанефть“ к налоговой ответственности по п. 1 ст. 118 НК РФ в виде штрафа в сумме 5 000 руб.

Не согласившись с указанным решением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что открытый бизнес-счет не является счетом в значении, придаваемом этому понятию в ст. 11 НК РФ, поскольку открыт в целях обслуживания расчетной корпоративной банковской карты.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ, счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации,
месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности.

На основании ч. 1 ст. 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Судом первой инстанции установлено, что заявителю банком открыт бизнес-счет N 40702810049270401075 на основании договора от 18.04.2008 г. по обслуживанию банковских карт АС СБЕРКАРТ “Корпоративная“.

Указанный счет открыт в целях обслуживания корпоративной банковской карты, при его открытии не заключается договор, предусмотренный ст. 845 ГК РФ, при формировании денежных средств на данном счете не участвуют средства третьих лиц.

Таким образом, бизнес-счет не является счетом в соответствии со ст. 11 НК РФ, и выводы налогового органа о наличии у заявителя обязанности сообщить о его открытии в налоговый орган являются ошибочными.

Судом рассмотрены доводы общества о несоблюдении процедуры привлечения к налоговой ответственности.

В соответствии со ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.

На основании ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об
отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.

В ходе рассмотрения
акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, либо об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

На основании п. 12 ст. 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и(или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

В судебном заседании установлено, что акт N 14 от 11.08.2008 г. был направлен обществу 13.08.2008 г. и вручен его представителю 15.08.2008 г. В установленный срок возражения по акту представлены не были.

26.08.2008 г. обществу направлено извещение, в котором ему сообщалось о рассмотрении акта и иных материалов налогового контроля в 12 часов 01.09.2008 г. Данное извещение вручено 29.08.2008 г. (по почтовому
штампу - 30.08.2008 г.).

Таким образом, лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения материалов. Его доводы о том, что такое извещение не является заблаговременным, не могут быть приняты во внимание, поскольку с просьбой об отложении рассмотрения материалов он в налоговый орган не обращался.

Вместе с тем. в материалы дела представлен протокол от 01.019.2008 г. рассмотрения актов, подписанный должностными лицами налогового органа. Данным документом, по мнению Инспекции, подтверждается факт рассмотрения материалов проверки и принятия соответствующего решения в назначенный день 01.09.2008 г. Однако, из текста представленного протокола не следует, что рассмотрение акта проверки закончилось принятием соответствующего решения о привлечении к налоговой ответственности. Оспариваемое решение датировано 08.09.2008 г., в тексте решения не указано, что оно принято с учетом протокола от 01.09.2008 г. Обоснования вынесения решения в привлечении лица к ответственности не по окончании рассмотрения акта проверки 01.09.2008 г., а через неделю 08.09.2008 г. налоговым органом суду не представлено.

Следовательно, при таких обстоятельствах указанная в решении дата является фактически датой его принятия, но не датой его технического изготовления, как утверждает налоговый орган. Извещения налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки и принятии решения 08.09.2008 г. в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии нарушений существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов со стороны инспекции.

На основании изложенного, решение суда не подлежит отмене, жалоба налогового органа - удовлетворению.

Поскольку инспекция выступала по данному делу в качестве процессуального истца, то в силу ст. 333.37 НК РФ, освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос распределения судебных расходов судом
не рассматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 31.12.2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

И.В.БОРЗЕНКОВА

Судьи

Р.А.БОГДАНОВА

В.Г.ГОЛУБЦОВ