Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по делу N А50-17376/2008 Поскольку административным органом состав административного правонарушения не доказан, в привлечении к ответственности за несвоевременное представление списка аффилированных лиц следует отказать.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2009 г. по делу N А50-17376/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Савельевой Н.М.

судей Ясиковой Е.Ю., Нилоговой Т.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.

при участии:

от заявителя ОАО “Камтэкс-Химпром“: Иванов Е.Ю. - представитель по доверенности от 12.01.2009 г.

от заинтересованного лица Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе: не явились

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого
арбитражного апелляционного суда.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ответчика по делу)

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 25 декабря 2008 года

по делу N А50-17376/2008,

принятое судьей Власовой О.Г.

по заявлению ОАО “Камтэкс-Химпром“

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе

о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 15.10.2008 N 486,

установил:

ОАО “Камтэкс-Химпром“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2008 г. N 486 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.12.2008 г. заявленные требования общества удовлетворены.

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ответчик по делу), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что обстоятельства, указанные судом первой инстанции в качестве подтверждения о малозначительности совершенного административного правонарушения, фактически таковыми не являются и могут быть учтены только при определении формы вины и назначении административного наказания в силу ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ.

Ответчик по делу, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.

ОАО “Камтэкс-Химпром“ (заявитель по делу) представило отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы
не согласно, по основаниям, изложенным в отзыве. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, поскольку оценивая характер и степень общественной опасности суд исходил из того, что действия заявителя не носили умышленного характера, что подтверждается направлением в адрес административного органа списка аффилированных лиц за 2 квартал 2008 г. по почте 15.08.2008 г., а также размещением файла “Список аффилированных лиц за 2 квартал 2008 г.“ на общедоступном сайте предприятия в сети Интернет.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, должностным лицом Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе 08.10.2008 г. составлен протокол об административном правонарушении N 669-Ю-9/2, совершенном ОАО “Камтэкс-Химпром“ (л.д. 11-13).

Основанием для возбуждения административного дела послужил факт непредставления списка аффилированных лиц, составленных по состоянию на дату окончания 2 квартала 2008 г. в установленный срок (не позднее 15 августа 2008 года) требованиям Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг руководителем регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе вынесено постановление от 15.10.2008 г. N 486 (л.д. 7-9) о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, однако счел возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.

Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда, полагает, что обстоятельства, указанные судом первой инстанции в качестве подтверждения малозначительности совершенного административного правонарушения, фактически таковыми не являются и могут быть учтены только при определении формы вины и назначении административного наказания в силу ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы заявителя апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 317 “Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам“ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.

В статье 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ установлено, что открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Пунктом 4 ст. 93 Федерального закона “Об акционерных обществах“ на акционерные общества возложены обязанности по ведению учета их аффилированных лиц и представлению отчетности о таких лицах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами
эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н (далее - Положение), акционерные общества, осуществляющие публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной указанным Положением, обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества.

Из п. 8.5.3 Положения следует, что ежеквартальный отчет в целях раскрытия информации об аффилированных лицах представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Несоблюдение указанного срока является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность, по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения прав и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что с целью исполнения обязанности статьи 93 Федерального закона “Об акционерных обществах“
по раскрытию информации об аффилированных лицах и представления отчетности о них, ОАО “Камтэкс-Химпром“ в адрес Регионального отделения ФС по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе по адресу г. Казань, ул. Декабристов, 1 были высланы два почтовых отправления с уведомлением: 1) 15 августа 2008 года направлен список аффилированных лиц общества за 2 квартал 2008 г. за N 057836, уведомление о вручении 21.08.2008 г.; 2) 18 августа 2008 года направлен ежеквартальный отчет за 2 квартал 2008 г. за N 57843, уведомление о вручении 27.08.2008 г. (л.д. 16).

Как следует из пояснений представителя общества, при правильном указании наименования административного органа, обществом неверно было указано место нахождение административного органа - указан адрес, по которому располагался административный орган до 2008 года (с 2008 года располагается по адресу г. Казань, ул. Вишневского, 26). При этом на уведомлении о вручении почтового отправления со списком аффилированных лиц общества стоит отметка органа связи о вручении представителю административного органа Шарифуллину 21.08.2008 г., а факт получения второго почтового отправления с отчетом общества, который был направлен также по старому адресу административного органа подтверждается самим административным органом в постановлении о привлечении к административной ответственности от 15.10.2008 г. При указанных обстоятельствах у общества не было оснований не доверять документам и действиям работников связи по вручению почтовых отправлений административному органу.

Правильно оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о малозначительности указанного правонарушения. Между тем, неправильные выводы суда не привели к принятию неправильного решения, так как фактические обстоятельства дела свидетельствуют о недоказанности факта нарушения обществом установленного законом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг и его
вины в совершенном правонарушении - несвоевременное представление списка аффилированных лиц за 2 квартал 2008 года не позднее 15.08.2008 г., что является основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным и его отмене.

Кроме того выводы суда о получении административным органом спорного почтового отправления со списком аффилированных лиц 21.08.2008 г. в апелляционной жалобе не опровергнуты. Административный орган указывает в жалобе только на тот факт, что обстоятельства, указанные судом в своем решении в качестве подтверждения о малозначительности совершенного административного правонарушения могут быть учтены не в качестве малозначительных, а при определении формы вины и назначении административного наказания в силу статей 4.1 и 4.2 КоАП РФ.

Учитывая, что в нарушение статей 65 и пункта 4 статьи 210 АПК РФ, статьи 1.5 и 2.1 КоАП РФ, административным органом не доказан состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в действиях общества, следовательно, доводы заявителя апелляционной жалобы о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения исследованию судом апелляционной инстанции не подлежат.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции от 25.12.2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 25 декабря 2008 г. по делу N А50-17376/2008 оставить без изменения, а апелляционная жалоба Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный
арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи

Е.Ю.ЯСИКОВА

Т.С.НИЛОГОВА