Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 29.12.2009 N ВАС-17091/09 по делу N А48-3685/07-12(3) В передаче дела по иску о взыскании задолженности за отпущенные лекарственные средства льготным категориям граждан для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, удовлетворяя иск, суды обоснованно исходили из установленного факта ненадлежащего исполнения фондом обязательного медицинского страхования обязательств по государственному контракту и дополнительному соглашению по возмещению расходов, связанных с отпуском лекарственных средств гражданам.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 декабря 2009 г. N ВАС-17091/09

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А. и судей Балахничевой Р.Г., Воронцовой Л.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2009 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Орловской области (г. Орел) от 03.03.2009 по делу N А48-3685/07-12(3), постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.09.2009 по тому же делу по иску закрытого акционерного общества “Фирма “Центр внедрения “Протек“ (г. Москва)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Орловскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (г. Москва) о взыскании 9 361 658 рублей 72 копеек задолженности за отпущенные в 2006 году льготным категориям граждан лекарственные средства (с учетом изменений).

Суд

установил:

решением Арбитражного суда Орловской области от 03.03.2009, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009, иск удовлетворен в части взыскания 9 361 658 рублей 72 копеек задолженности за счет Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования. В удовлетворении иска в остальной части и к другим ответчикам отказано.

Принимая указанные акты, суды исходили из установленного факта ненадлежащего исполнения Территориальным фондом обязательного медицинского страхования обязательств по государственному контракту от 19.12.2005 и дополнительному соглашению от 29.12.2005 N 1 по возмещению расходов, связанных с отпуском лекарственных средств гражданам на сумму 9 361 658 рублей 72 копейки.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.09.2009 решение от 03.03.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 оставлены без изменения.

Заявитель (Орловский территориальный фонд обязательного медицинского страхования) просит о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на их необоснованность и неправильное применение норм права.

В частности, по мнению заявителя, суды неправильно истолковали пункт 3.5 государственного контракта и пришли к неверному выводу о том, что отпуск лекарств по рецептам, оформленным с нарушением установленного порядка в ЛПУ, рецептам, содержащим ошибки, допущенные работниками аптечных учреждений при оформлении первичных учетных документов, а также рецептам, содержащим ошибки, связанные с формированием реестра рецептов, не подлежит оплате Территориальным фондом обязательного медицинского страхования.

Заявитель полагает, что взысканием с ответчика задолженности, превышающей предельный размер
средств, выделенных Территориальному фонду обязательного медицинского страхования из федерального бюджета, судами допущено нарушение норм бюджетного законодательства.

Также заявитель полагает, что при рассмотрении данного спора суды не применили закон, подлежащий применению, сделав необоснованный вывод о том, что Российская Федерация не может нести ответственность перед истцом вследствие того, что не является стороной по госконтракту и не подтверждена ее вина в неисполнении обязательств по реализации федеральных законов Российской Федерации.

Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора.

Довод заявителя о неверном толковании судами условий государственного контракта не может быть принят судом надзорной инстанции, поскольку условия госконтракта от 19.12.2005 и представленные истцом в качестве доказательств подлинные рецепты были предметом рассмотрения и оценки судов всех инстанций. В силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ изменение данной оценки не входит в полномочия суда надзорной инстанции.

Обязательства по организации (предоставлению) государственной социальной помощи (включающей, в том числе обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан) в соответствии с законом и региональной программой медицинского страхования возникли у Территориального фонда обязательного медицинского страхования. В свою очередь, обязательство территориального фонда по оплате истцу лекарственных средств, отпущенных в 2006 году, возникло в силу контракта от 19.12.2005 и дополнительного соглашения от 29.12.2005 N 1, заключенного с истцом.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации принятые обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Право требования возмещения понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению лекарственных средств определенным категориям граждан не связано с фактом включения (невключения) в бюджет
средств на компенсацию расходов в необходимом размере.

Обязанность ответчика (Территориального фонда обязательного медицинского страхования) по погашению возникшей задолженности, установлена контрактом на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной помощи в соответствии с пунктом 1 статьи 6.2 Федерального закона “О государственной социальной помощи“, и соответствующее обязательство может быть прекращено только исполнением.

Учитывая изложенное, неосновательным является довод заявителя о том, что ответственным лицом по данному иску является публично-правовое образование в лице Российской Федерации, не исполнившее обязанности по возмещению расходов по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными средствами.

Нарушения и неправильного применения норм права судом надзорной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче дела N А48-3685/07-12(3) Арбитражного суда Орловской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 03.03.2009, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.09.2009 отказать.

Председательствующий судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА

Судья

Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА