Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 18.11.2009 N ВАС-15473/09 по делу N А51-3888/2009 В передаче дела по заявлению о признании незаконными действий уполномоченного органа по возврату без исполнения исполнительного листа для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, удовлетворяя заявление, суд установил, что отсутствие у должника - бюджетного учреждения лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не является в силу действующего законодательства основанием для возвращения исполнительного листа без исполнения.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 ноября 2009 г. N ВАС-15473/09

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Харчиковой Н.П., судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления федерального казначейства по Приморскому краю (г. Владивосток) от 30.10.2009 N 20-11-12/9193 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2009 по делу N А51-3888/2009, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.10.2009 по тому же делу

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия “Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота
Министерства обороны Российской Федерации“ (правопредшественник открытого акционерного общества “Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота“, г. Владивосток, далее - предприятие, взыскатель) о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (г. Владивосток, далее - казначейство) по возврату без исполнения исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края N 124590 от 17.12.2008 по делу N А51-5176/2008 14-151.

Другие лица, участвующие в деле: Федеральное государственное учреждение “Управление Тихоокеанского флота“ (г. Владивосток, далее - учреждение, должник), войсковая часть 51319 (Управление капитального строительства Тихоокеанского флота, г. Владивосток), войсковая часть 36005 (Финансово-экономическое управление Тихоокеанского флота, г. Владивосток).

Суд

установил:

решением Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2009, оставленным без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.10.2009, заявленные требования удовлетворены.

В заявлении о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора казначейство просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, поскольку возврат исполнительного листа осуществлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Изучив содержание оспариваемого судебного акта, доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного суда Российской Федерации считает, что заявление казначейства подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как установлено судами, во исполнение решения от 13.11.2008 по делу N А51-5176/200814-151 Арбитражного суда Приморского края предприятию выдан исполнительный лист от 17.12.2008 N 124590 на взыскание с учреждения 28 170 260 рублей основного долга и 99 400 рублей расходов по оплате государственной пошлины, который неоднократно направлялся взыскателем для исполнения в казначейство.

Письмами от 31.12.2008 N 20-11-21/15, от 13.02.2009 N 20-11-21/1368 казначейство возвращало исполнительный лист без исполнения, ссылаясь на отсутствие у должника лицевого счета получателя бюджетных средств в органах казначейства и отсутствие реальной возможности
выполнить действия по исполнению судебного акта.

Считая возврат исполнительного документа незаконным, предприятие обратилось с настоящим заявлением в суд.

Пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. Такое основание, как отсутствие лицевого счета должника в данном перечне не содержится.

Суды, оценив представленные сторонами доказательства с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 6758/08, пришли к выводу о том, что спорный исполнительный документ необоснованно возвращен взыскателю, поскольку отсутствие у должника - бюджетного учреждения лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не является в силу действующего законодательства основанием для возвращения исполнительного листа без исполнения.

Орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.

При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.

Иное толкование заявителем положений бюджетного законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Доводы казначейства, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций, которая не подлежит переоценке
в суде надзорной инстанции в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ссылка заявителя на определение Арбитражного суда Приморского края от 03.08.2009 об изменении порядка исполнения решения от 13.11.2008, как на основание для отказа в удовлетворении требований предприятия, несостоятельна, поскольку сам факт выдачи нового исполнительного листа не влечет за собой отказа в предоставлении судебной защиты взыскателю, чьи права и законные интересы были нарушены на момент совершения казначейством оспариваемых действий.

В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора может быть вынесено лишь при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку названные основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отсутствуют, оспариваемые судебные акты не могут быть пересмотрены в порядке надзора.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А51-3888/2009 Арбитражного суда Приморского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 08.05.2009, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.10.2009 по тому же делу отказать.

Председательствующий

судья

Н.П.ХАРЧИКОВА

Судья

И.М.МАРАМЫШКИНА

Судья

М.В.ПРОНИНА