Решения и постановления судов

Определение ВАС РФ от 16.10.2009 N ВАС-11596/09 по делу N А12-6155/07-С59 Дело о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка для строительства и обязании предоставить указанный земельного участок в аренду передано для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как доводы органа местного самоуправления о том, что спорный земельный участок находился в границах охранной зоны, не приводились им в качестве основания отказа в предоставлении земли под строительство и не были исследованы судами.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 октября 2009 г. N ВАС-11596/09

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Моисеевой Е.М., судей Осиповой Н.В., Поповой Г.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Нижне-Волжского территориального управления Росохранкультуры (далее - управление) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2007, постановления апелляционной инстанции от 11-18.09.2007, постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.01.2008 по делу N А12-6155/07-С59, принятых по заявлению ООО “Чемпион-Союз“ (далее - общество) к Администрации города Волгограда (далее - администрация) о признании незаконным отказа от 29.03.2007 в предоставлении земельного участка для строительства кафе (учетный N 4-7-6), кадастровый номер 34:34:04 00 04:0004, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, 59н, и обязании администрации принять решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет земельных ресурсов администрации города Волгограда и Комитет по градостроительству и архитектуре администрации города Волгограда (далее - Комитет).

Суд

установил:

решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2007 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ администрации в предоставлении земельного участка под строительство кафе как не соответствующий земельному и градостроительному законодательству и обязал администрацию принять решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка под строительство кафе.

Постановлением апелляционной инстанции от 11 - 18.09.2007 решение оставлено без изменения.



Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.01.2008 вынесенные судебные акты оставлены без изменения.

В заявлении о пересмотре вынесенных судебных актов в порядке надзора Нижне-Волжское территориальное управление Росохранкультуры, в соответствии с Положением о Нижнее-Волжском управлении Росохранкультуры от 02.09.2008 N 31 являясь федеральным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Волгоградской области, просит их отменить, ссылаясь на нарушение публичных интересов.

Рассмотрев доводы заявителя, представленные документы и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу, что заявление о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Волгограда от 01.04.2004 N 383 “О предварительном согласовании места размещения объекта ООО “Чемпион-Союз“ было предварительно согласовано место размещения кафе на земельном участке, учетный N 4-7-6, общей площадью 769 кв. м по проспекту имени В.И. Ленина, расположенном напротив Центрального стадиона в Центральном районе города Волгограда, утвержден акт о выборе участка для размещения объекта от 20.06.2003. В пункте 5.2 данного постановления было указано на предоставление участка для строительства после проведения государственного кадастрового учета.

В марте 2007 года после выполнения всех работ по формированию земельного участка, государственного кадастрового учета, общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении данного земельного участка под строительство.

Письмом администрации N 05-и/558 от 29.03.2007 заявителю было отказано в предоставлении указанного земельного участка со ссылкой на расположение его в зоне рекреационного назначения, в которой согласно части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается размещение только городских лесов, скверов, парков, городских садов, прудов, озер, водохранилищ, пляжей, иных объектов, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, а предполагаемый к размещению объект капитального строительства по своему функциональному назначению не может размещаться в указанной зоне.

Суд признал, что общество надлежащим образом выполнило все требования, предусмотренные действующим на тот момент законодательством Российской Федерации и прошло все согласования, необходимые для вынесения решения о предоставлении земельного участка под строительство кафе. Суд указал, что действующее законодательство не запрещало строительство объектов общественного питания на территории рекреационных зон, в связи с чем, руководствуясь статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал отказ незаконным в соответствии с пунктом 10 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и обязал администрацию принять решение о предоставлении в аренду земельного участка под строительство кафе.

Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали выводы суда первой инстанции.

Однако, управление в жалобе, поданной в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, ссылается на то, что на момент принятия судом решения об обязании администрации предоставить земельный участок обществу в аренду под строительство кафе указанный земельный участок находился в границах охранной зоны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Границы данной зоны и разрешенный режим использования земель в границах ее территории были утверждены Постановлением Главы администрации Волгоградской области “Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения“ от 04.06.2007 N 942. В пределах охранной зоны все строительство и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.



Названные обстоятельства администрацией не приводились как основание отказа в предоставлении земли под строительство и не были исследованы судами.

При таких обстоятельствах решение в части обязания предоставить спорный земельный участок для строительства кафе подлежит отмене, а дело в этой части направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Учитывая изложенное, дело подлежит направлению в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

определила:

передать дело N А12-6155/07-С59 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 16.07.2007, постановления апелляционной инстанции от 11-18.09.2007, постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.01.2008.

Предложить лицам, участвующим в деле, предоставить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора до 23 ноября 2009 г.

Председательствующий судья

Е.М.МОИСЕЕВА

Судья

Н.В.ОСИПОВА

Судья

Г.Г.ПОПОВА