Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1283-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ф.И.О. на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также частью второй статьи 42, статьями 49, 51, 54 и частью второй статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 октября 2009 г. N 1283-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ Ф.И.О. br>
НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1

СТАТЬИ 179 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

А ТАКЖЕ ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 42, СТАТЬЯМИ 49, 51, 54

И ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 55 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки Л.А. Ковалевой вопрос о возможности принятия ее
жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Решением Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 19 октября 2007 года гражданину Р.А. Анкудинову было отказано в удовлетворении иска к гражданке Г.Д. Тарасовой о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, заключенного между указанными лицами, отмене регистрации данной сделки и регистрации права собственности Г.Д. Тарасовой на квартиру, признании права собственности за истцом. При этом суд счел необоснованными доводы Р.А. Анкудинова о недействительности сделки как совершенной под влиянием обмана со стороны Г.Д. Тарасовой, заключавшегося, по мнению истца, в подмене лица на стороне покупателя, которым, как он полагал, должна была выступать Л.А. Ковалева, а не ее дочь - Г.Д. Тарасова. Отказывая в удовлетворении исковых требований Р.А. Анкудинова, суд исходил, в том числе, из того, что договор купли-продажи квартиры заключен в письменной форме, существенные условия договора сторонами сделки - Р.А. Анкудиновым и Г.Д. Тарасовой - согласованы, Р.А. Анкудинов просил зарегистрировать переход права собственности на квартиру к Г.Д. Тарасовой, волеизъявление Р.А. Анкудинова на совершение сделки купли-продажи именно с Г.Д. Тарасовой соответствовало его воле. Кроме того, как установил суд, Л.А. Ковалевой было известно о том, что покупателем по сделке выступала ее дочь, доказательств того, что в результате совершения данной сделки для истца наступили неблагоприятные последствия, представлено не было.

В удовлетворении кассационной жалобы Л.А. Ковалевой (третье лицо) на указанное решение суда, а также в передаче ее надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции было отказано.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Л.А. Ковалева оспаривает конституционность пункта 1 статьи 179 ГК Российской Федерации о недействительности сделки, совершенной
под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств. По мнению заявительницы, данное законоположение нарушает ее права, гарантированные статьями 45, 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не охватывает случаи заведомо ложных заявлений, искажающих волю лица, намеревавшегося вступить в сделку, и адресованных другому участнику сделки, и, таким образом, не позволяет осуществить защиту ее интересов как добросовестного участника сделки от недобросовестного поведения контрагентов.

Кроме того, Л.А. Ковалева просит признать не соответствующими статье 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации часть вторую статьи 42, статьи 49, 51, 54 и часть вторую статьи 55 ГПК Российской Федерации, поскольку, с точки зрения заявительницы, они позволяют суду использовать недопустимые доказательства, а представителю истца - давать объяснения по делу, являющиеся по сути свидетельскими показаниями, но без процессуальных гарантий их достоверности.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Л.А. Ковалевой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Согласно пункту 1 статьи 179 ГК Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Само по себе данное законоположение направлено на защиту права граждан на свободное волеизъявление при осуществлении правомочия распоряжения своим имуществом и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.

Статья 49 ГПК Российской Федерации, определяющая, какие лица могут быть представителями в суде, статья 54
того же Кодекса, устанавливающая полномочия представителей, и его статья 55, содержащая общие положения о доказательствах в гражданском процессе, сами по себе не могут быть признаны нарушающими конституционные права заявительницы, перечисленные в жалобе.

Как следует из содержания жалобы, формально настаивая на признании указанных законоположений неконституционными, заявительница фактически выражает несогласие с их толкованием и применением судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретного дела, а также с вынесенными по результатам такого рассмотрения судебными постановлениями, проверка законности и обоснованности которых не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

Кроме того, материалы жалобы не содержат документов, подтверждающих применение или возможность применения части второй статьи 42 и статьи 51 ГПК Российской Федерации при рассмотрении дела с участием заявительницы. Следовательно, жалоба в данной части является недопустимой по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН