Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 23.09.2009 N ВАС-11729/09 по делу N А63-17203/08-С1-3 В передаче дела о взыскании убытков, возникших в связи с оказанием дополнительной медицинской помощи и выплатой медработникам отпускных с учетом надбавок стимулирующего характера, для пересмотра в порядке надзора отказано, так как возникшие у истца расходы, явившиеся следствием бездействия органов государственной власти РФ, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, обоснованно квалифицированы судами как убытки.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 сентября 2009 г. N ВАС-11729/09

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А. и судей Балахничевой Р.Г., Воронцовой Л.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва) от 18.08.2009 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2009 по делу N А63-17203/08-С1-3, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.08.2009 по тому же делу по иску муниципального учреждения здравоохранения “Шпаковская центральная районная больница“ (г. Михайловск) к Ставропольскому
краевому фонду обязательного медицинского страхования (г. Ставрополь) и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 1 184 548 рублей 43 копеек убытков, возникших в связи с выполнением в 2006 году государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи и выплатой медицинским работникам отпускных с учетом надбавок стимулирующего характера к заработной плате (с учетом уточнений).

В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Суд

установил:

решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2009, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009, с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств федеральной казны в пользу МУЗ “Шпаковская центральная районная больница“ взыскано 1 184 548 рублей 43 копейки задолженности.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.08.2009 решение от 01.04.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 оставлены без изменения.

Суды установили, что между МУЗ “Шпаковская центральная районная больница“ и Ставропольским краевым фондом обязательного медицинского страхования заключен договор от 13.01.2006 N 85/2323, в соответствии с условиями которого Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов на выполнение названным медицинским учреждением здравоохранения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году, а медицинское учреждение выполняет государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданами Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.

Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год“ врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам
общей практики (семейным врачам), производится доплата в размере 10 000 рублей в месяц, а медицинским сестрам врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики (семейных врачей) - 5 000 рублей в месяц в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Краевой фонд обязательного медицинского страхования в 2006 году в полном объеме перечислил больнице субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи согласно бюджетным заявкам данного лечебного учреждения на общую сумму 9 774 190 рублей.

Между тем медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, лечебным учреждением начислена средняя заработная плата за период их нахождения в отпуске, командировке, на курсах повышения квалификации, в период временной нетрудоспособности, но не выплачена в полном объеме из-за отсутствия источника финансирования указанных затрат.

Рассмотрев обстоятельства спора и представленные доказательства, суды пришли к выводу, что Российская Федерация не исполнила надлежащим образом обязанности по финансированию дополнительных расходов медицинского учреждения, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 - 2007 годах, что повлекло за собой возникновение у истца убытков.

Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что постановлением Правительства РФ от 01.12.2007 N 833 “О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28.12.2006 N 825“ установлено, что финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного пунктом 1 Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС, осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, а
также статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с положениями Федерального закона “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год“ и Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 461, финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи является расходным обязательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также то, что согласно приложению 10 к федеральным законам “О федеральном бюджете на 2006 год“ и “О федеральном бюджете на 2007 год“ главным распорядителем федеральных средств дотаций бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам соответствующих врачей, подлежащим включению в Федеральный регистр медицинских работников, определено Министерство финансов РФ, суды признали обоснованным требование истца о взыскании спорных денежных средств с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации.

Заявитель (Министерство финансов РФ) просит о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на необоснованность привлечения в качестве ответчика по настоящему делу Министерства финансов РФ, не являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых на цели обязательного медицинского страхования.

Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.

Правилами предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, установлено, что территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций, учреждениям здравоохранения на условиях использования названных денежных
средств на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5 000 рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового и медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов.

Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Данный нормативный акт принят в соответствии с Федеральным законом “О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год“.

Из положений вышеуказанного постановления следует, что предусмотренная в нем дополнительная денежная выплата медицинским работникам предоставляется последним за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в твердо фиксированном размере, вследствие чего не может учитываться при исчислении средней заработной платы
с учетом гарантий, установленных Трудовым кодексом РФ.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 84 Бюджетного кодекса РФ в случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи установлен Федеральным законом “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год“ и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851.

Данными нормативными актами определены категории медицинских работников, которым установлены дополнительные выплаты, вид учреждения, размер выплат и их назначение. При этом в указанных нормативных актах не предусмотрено финансирования дополнительных расходов муниципальных учреждений здравоохранения, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников.

В связи с тем, что в составе субвенций не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ, у истца возникли реальные убытки, связанные с отпускными выплатами работникам.

Таким образом, возникшие у истца расходы, явившиеся следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, обоснованно квалифицированы судами как убытки и в соответствии с положениями статей 15 и 16 Гражданского кодекса РФ взысканы с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А63-17203/08-С1-3 Арбитражного суда Ставропольского края для пересмотра в порядке надзора решения от 01.04.2009, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.08.2009 по этому
делу отказать.

Председательствующий судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА

Судья

Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА