Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2009 N 45-Г09-18 В удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления правительства субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории субъекта РФ, отказано правомерно, так как результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены компетентным органом в пределах его полномочий с соблюдением процедуры, установленной ЗК РФ и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 августа 2009 г. N 45-Г09-18

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.П. Меркулова

судей Л.В. Борисовой и О.А. Ксенофонтовой

при секретаре Т.А. Проскуриной

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям М. и ЗАО “РЕНОВА-СтройГруп-Академическое“ о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области“

по кассационным жалобам М. и ЗАО “РЕНОВА-СтройГруп-Академическое“

на решение Свердловского областного суда от 4 мая 2009 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителей ЗАО “РЕНОВА-СтройГруп-Академическое“ Н., Г. и
Т., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей Правительства Свердловской области К. и М.А., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Засеевой Э.С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

М. обратилась в суд заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области“, ссылаясь на то, что она является собственником 5/6 долей земельного участка, площадью 1142 квадратных метра, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 66:41:0711067:0001, и является налогоплательщиком земельного налога.

В “Областной газете“ от 24 декабря 2008 года N 407 был опубликован текст оспариваемого постановления без утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, с указанием в примечании, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети “Интернет“.

Из информации, размещенной на указанном Интернет-сайте, она узнала, что стоимость принадлежащего ей земельного участка увеличилась, поэтому она должна будет уплачивать земельный налог в большем размере.

Официальным опубликованием областного закона, иного нормативного правового акта, относящегося к законодательству Свердловской области, считается публикация его полного текста в “Областной газете“ (пункт 2 статьи 64 Устава Свердловской области).

Приложения к оспариваемому постановлению Правительства Свердловской области являются его неотъемлемой частью и подлежат официальному опубликованию.

Действующее законодательство не предусматривает возможности опубликования нормативного правового акта в сети “Интернет“. Неопубликование приложений нарушает право заявителя на ознакомление с официально опубликованным текстом нормативного правового акта и лишает возможности исполнять закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации обязанность платить
законно установленные налоги.

ЗАО “РЕНОВА-СтройГруп-Академическое“ обратилось в суд заявлением о признании недействующим постановления Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области“, указав, что является собственником 117 земельных участков на территории города Екатеринбурга, расчет земельного налога на основании оспариваемого постановления Правительства Свердловской области приведет к увеличению налогового бремени, указанное постановление Правительства Свердловской области противоречит законодательству Свердловской области по аналогичным основаниям, указанным в заявлении М.

В судебном заседании представитель заявителя ЗАО “РЕНОВА-СтройГруп-Академическое“ уточнил заявленные требования и просил признать недействующим пункт 1 постановления Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области“.

Решением Свердловского областного суда от 4 мая 2009 года постановлено: отказать в удовлетворении заявлений М. и ЗАО “РЕНОВА-СтройГруп-Академическое“ о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области“.

В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

На основании пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 “Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель“, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель в Свердловской области возлагается на
Правительство Свердловской области.

Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области выполнены на основании Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. N 39 и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 г.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Свердловской области были рассмотрены на межведомственных комиссиях муниципальных образований, согласованы на заседании Межведомственной областной комиссии по контролю над ходом выполнения работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель, прошли экспертизу в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены компетентным органом в пределах его полномочий с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель.

Судом установлено, что оспариваемое постановление Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП было опубликовано в официальном средстве массовой информации - “Областной газете“ N 407 от 24 декабря 2008 года (без приложений). В примечании к постановлению указано, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети “Интернет“, что соответствует правилам, установленным ст. 64 Устава Свердловской области, ст. ст. 93, 94, 103 областного Закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ “О правовых актах в Свердловской области“

Более того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N 52 “О порядке
доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков“ территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети “Интернет“.

Выписки о новой кадастровой стоимости земельных участков, сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети “Интернет“. Эта информация была опубликована в “Областной газете“ N 407 от 24 декабря 2008 года вместе с текстом оспариваемого постановления Правительства Свердловской области.

Обжалуемое постановление Правительства Свердловской области с приложениями “Собрание законодательства Свердловской области“, один экземпляр которого в 21 томе 27 марта 2009 года был передан в областное государственное учреждение культуры “Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского“.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что оснований для признания недействующим пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области“ не имеется, поскольку постановление принято управомоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в пределах предоставленных полномочий, в оспариваемой части соответствует требованиям федерального и областного законодательства, официально опубликовано для всеобщего сведения и подлежит применению, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителей.

Доводы, изложенные в кассационных жалобах, не опровергают выводов суда.

Суд правильно дал оценку нормам статьи
64 Устава Свердловской области, утвержденного областным Законом от 05.12.1994 г. N 13-03 и нормам статей 93, 94, 109 областного Закона от 10.03.1999 г. N 4-03 “О правовых актах в Свердловской области“, которыми регламентируется порядок, механизм принятия, опубликования и вступления в законную силу постановлений Правительства Свердловской области.

Доводы о неправильном применении пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“ являются необоснованными, поскольку нормативный правовой акт оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

Согласно ст. 8 Закона Свердловской области от 06.05.1997 г. N 29-03 “Об уставном суде Свердловской области“ в соответствии с Федеральным законом вступившие в законную силу постановления Уставного Суда, а также его законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные по вопросам, отнесенным к его подведомственности, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Соответственно, суд правомерно применил постановление Уставного суда Свердловской области, разъяснившего нормы Устава Свердловской области.

Судом правильно применены нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 г. N 52 “О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков“. Доведение до налогоплательщиков информации о кадастровом номере и кадастровой стоимости земельного участка не подменяет понятия официального опубликования нормативного акта. Суд правильно разграничил указанные понятия и учел информацию Управления Роснедвижимости по Свердловской области о предоставлении на
1 апреля 2009 года заинтересованным лицам 95 301 выписки.

Вывод суда об отсутствии нарушений действующего законодательства при опубликовании нормативного акта, основан на исследовании всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и правильном применении норм материального права.

Официальный текст постановления Правительства Свердловской области 1347-ПП опубликован в полном объеме в официальном источнике - Собрание Законодательства Свердловской области, в полном объеме постановление размещено на официальном сайте Правительства Свердловской области.

Неопубликование в Областной газете приложений к обжалуемому постановлению Правительства Свердловской области не влечет нарушения прав налогоплательщиков (граждан и организаций) на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков. Публикация постановления Правительства Свердловской области в областной газете без слов прилагается (приложения) не может свидетельствовать о том, что оспариваемое постановление нельзя признать официально опубликованным.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется.

Пунктом 1 вышеуказанного постановления утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области по состоянию на 1 января 2007 года для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством: 1) кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных районов и городских округов Свердловской области; 2) средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области; 3) средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области.

Таким образом, резолютивная часть решения содержит исчерпывающие выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании п. 1 оспариваемого постановления, которым утверждены три вышеназванных результата кадастровой оценки. Заявленные требования М. рассмотрены судом в полном объеме.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится
вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Свердловского областного суда от 4 мая 2009 года оставить без изменения, а кассационные жалобы М. и ЗАО “РЕНОВА-СтройГруп-Академическое“ - без удовлетворения.