Решения и определения судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 N 18АП-9424/2009 по делу N А47-7176/2009 Оценив имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что совершенное обществом правонарушение является малозначительным, так как не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Допущенное обществом незначительное нарушение срока представления отчетности не причинило ущерба интересам государства, юридических и физических лиц (включая акционеров общества) и не повлекло тяжких последствий.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2009 г. N 18АП-9424/2009

Дело N А47-7176/2009

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Костина В.Ю., Тимохина О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Конкиным М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2009 по делу N А47-7176/2009 (судья Галиаскарова З.И.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Инвестиционная фирма “Регион-ТЭК“ (далее - заявитель, общество, ООО “ИФ “Регион-ТЭК“) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в
Юго-Восточном регионе (далее - заинтересованное лицо, административный орган, отделение) N 42-09-189/ап от 21.07.2009 о привлечении к административной ответственности по ст. 19.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500000 рублей.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2009 (резолютивная часть решения объявлена 15.09.2009) заявленные обществом требования удовлетворены.

Административный орган не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его в апелляционном порядке.

В обоснование апелляционной жалобы отделение ссылается на подтверждение материалами дела состава вмененного заявителю правонарушения. Полагает, что данное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области регулирования рынка ценных бумаг. По мнению заинтересованного лица, непредоставление в установленный срок квартального отчета профессионального участника рынка ценных бумаг по форме N 1100 влечет нарушение гарантий защиты прав владельцев ценных бумаг. В апелляционной жалобе, административный орган также указывает на то, что нахождение директора общества в командировке в течение 9 дней не является объективным препятствием для своевременного представления отчета.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились. От сторон в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия представителей сторон.

От заявителя в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва
на нее, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, ООО “Инвестиционная фирма “Регион-ТЭК“ является организацией, осуществляющий виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определенные главой второй Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“: брокерская деятельность (лицензия N 056-06921-100000, выдана ФКЦБ России 05.08.2003 г., бессрочная); дилерская деятельность (лицензия N 056-06923-010000, выдана ФКЦБ России 05.08.2003 г., бессрочная).

В нарушение требований Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденного совместным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Министерства финансов России от 11.12.2001 г. N 33/109н, общество несвоевременно представило в Федеральную службу по финансовым рынкам формы N 1100 “Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг“ (отчетный период - 1 квартал 2009 г.) по состоянию на отчетную дату - 31.03.2009. Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг поступил в Региональное отделение Федеральной службу по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе 20.05.2009 по сроку представления не позднее 15.05.2009.

По результатам проверки в отношении общества, в отсутствие представителя общества, составлен протокол N 09-171/пр-ап от 29.06.2009 об административном правонарушении по ст. 19.7.3 КоАП РФ. На составление протокола общество приглашено телеграммой, врученной бухгалтеру общества.

Экземпляр протокола N 09-171/пр-ап от 29.06.2009 об административном правонарушении сопроводительным письмом N 09-04-04/14516 от 30.06.2009 направлен в адрес общества.

Руководителем административного органа 06.07.2009 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества назначено на 21.07.2009.

21.07.2009 в отсутствие представителя общества, вынесено Постановление N 42-09-189/ап по делу об административном правонарушении на основании которого общество привлечено к административной ответственности
по ст. 19.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере пятьсот тысяч рублей. Экземпляр Постановления направлен в адрес общества 23.07.2009 и получен представителем по доверенности 27.07.2009.

Не согласившись с указанным Постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке. Не оспаривая факт совершенного административного правонарушения, в обоснование заявленных требований общество ссылалось на малозначительность административного правонарушения.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции указал на доказанность наличия в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, однако, пришел к выводу о малозначительности допущенного административного правонарушения.

Выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В силу положений ч.ч. 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена
его вина.

Согласно ст. 19.7.3 КоАП РФ, непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа.

На основании лицензий N 056-06921-100000, N 056-06923-100000 заявитель осуществляет профессиональную деятельность по управлению ценными бумагами в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ (далее - Закон о рынке ценных бумаг).

Согласно п. 4 ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг, федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг совместно с Минфином России устанавливаются правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В силу абз. 2 п. 2, абз. 3 п. 4 Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Минфина России от 11.12.2001 N 33/109н, за недостоверность данных, представляемых в отчетность, и за нарушение сроков ее представления указанные участники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчет по форме N 1100 представляется не позднее 15 апреля (Приложение N 1 к Положению). При этом датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в Федеральную службу по финансовым рынкам или иной уполномоченный орган.

В соответствии с п. 1 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 27.02.2007 N 07-31/пз “Об утверждении Регламента взаимодействия ФСФР России с территориальными органами ФСФР России по порядку сбора отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг“, принимать отчетность
профессиональных участников рынка ценных бумаг, местом нахождения которых являются территории, на которых осуществляют деятельность территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам, также разрешено соответствующим территориальным органам Федеральной службы по финансовым рынкам.

Кроме того, Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.11.2004 N 04-909/пз “Об уполномоченных организациях на получение отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг“ в качестве организаций, уполномоченных на получение отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов в бумажной или в электронной форме с целью последующего ее представления в Федеральную службу по финансовым рынкам, определены: Фонд “Институт фондового рынка и управления“, Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев, Национальная ассоциация участников фондового рынка, Национальная фондовая ассоциация.

По состоянию на 15.05.2009 Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг (форма N 1100) за 1-й квартал 2009 года ни в одно из вышеназванных учреждений и организаций обществом представлен не был.

Данный квартальный отчет поступил в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе 20.05.2009, то есть с нарушением срока, установленного Положением об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, что не оспаривается и не отрицается заявителем.

Ввиду нарушения обществом срока представления квартального отчета профессионального участника рынка ценных бумаг по форме N 1100, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества объективной стороны состава вменяемого ему административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта
Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку доказательств осуществления заявителем всех возможных действий для недопущения нарушения закона в материалах дела не имеется, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает вывод суда о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения соответствующим материалам дела и действующему законодательству.

Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемой ситуации положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным также не имеется.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Судом первой инстанции правильно отмечено, что оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При разрешении вопроса о законности либо незаконности привлечения к ответственности необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя в участии в нем, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее какой-либо опасности охраняемым административным правоотношениям.

Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 “О
некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно п. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив в порядке, предусмотренном ст.ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что совершенное обществом правонарушение является малозначительным, так как не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Допущенное обществом незначительное нарушение срока представления отчетности не причинило ущерба интересам государства, юридических и физических лиц (включая акционеров общества) и не повлекло тяжких последствий.

Таким образом, вывод суда о наличии оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным переоценке не подлежит.

Указанное обстоятельство, в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для признания незаконным и отмены Постановления по делу об административном правонарушении.

Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями
176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2009 по делу N А47-7176/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

судья

А.А.АРЯМОВ

Судьи:

В.Ю.КОСТИН

О.Б.ТИМОХИН