Решения и определения судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 N 18АП-2645/2009 по делу N А47-6211/2008 Суд пришел к выводу, что разница между фактическими и нормативными потерями в случае превышения нормативных над фактическими, в сеть не отпускается, и соответственно отсутствует обязанность по ее оплате. Потери в виде указанной разницы фактически не понесены, не могут быть приняты к учету и использованы в деятельности, облагаемой НДС, что является необходимым условием для принятия к вычету, уплаченного за них НДС.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2009 г. N 18АП-2645/2009

Дело N А47-6211/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2009 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Ивановой Н.А., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “МРСК Волги“ в лице филиала “Оренбургэнерго“ на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2009 по делу N А47-6211/2008 (судья Шабанова Т.В.), при участии: от открытого акционерного общества “МРСК Волги“ в лице филиала “Оренбургэнерго“ - Садчиковой Е.А. (доверенность N Д09-178 от 17.03.2009), Гейнц Э.В.
(доверенность N д09-131 от 10.03.2009), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области - Ивановой Т.М. (доверенность N 0511 от 13.01.2009), Шанава А.В. (доверенность N 0540 от 14.04.2009),

установил:

03.09.2008 открытое акционерное общество “Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги“ в лице филиала “Оренбургэнерго“ (далее - налогоплательщик, общество, заявитель, ОАО “МРСК Волги“) (ОАО “Оренбургэнерго“ 01.04.2008 реорганизовано в форме присоединения к ОАО “МРСК Волги“) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 12-34/95 от 09.06.2008 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 22610466 рублей.

Налоговым органом по результатам камеральной проверки декларации по НДС за декабрь 2007 года отказано в применении вычета по НДС в сумме 22610466 рублей по счету-фактуре N 90063544 (т. 1, л.д. 57) от 31.12.2007 на сумму 689299439 рублей, в том числе НДС в сумме 105147372, выставленному ОАО “Оренбургэнергосбыт“ при приобретении электроэнергии в объеме фактических потерь за декабрь 2007 года в части превышения нормативных потерь электроэнергии над фактическими.

В обоснование заявления общество указывает на соблюдение всех необходимых для предоставления вычета условий. Покупка обществом электроэнергии в объеме нормативных потерь предусмотрена договорами на оказание услуг по передаче электроэнергии с ОАО “Оренбургэнергосбыт“, а также экспертным заключением на 2007 год Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, которое является обязательным для заявителя (л.д. 7 - 15 т. 1).

Решением арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2009 по делу N А47-6211/2008
в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что разница между фактическими и нормативными потерями в случае превышения нормативных над фактическим, в сеть не отпускается, и соответственно отсутствует обязанность по ее оплате. Потери в виде указанной разницы фактически не понесены, не могут быть приняты к учету и использованы в деятельности, облагаемой НДС, что является необходимым условием для принятия к вычету, уплаченного за них НДС (л.д. 167 - 172 т. 2).

Не согласившись с принятым решением суда, общество 31.03.2009 обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить ввиду неправильного истолкования судом норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

По мнению суда и налогового органа, общество купило разницу между плановыми и фактическими потерями электроэнергии, не имеющими материального выражения, фактически же общество купило и оплатило электроэнергию для компенсации фактических потерь по цене, установленной Департаментом по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области для данного случая. Материальное выражение затрат присутствует в виде объема фактических потерь, купленных по установленной цене.

Такая схема взаиморасчетов, обязательна для общества и установлена Департаментом по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области в приказе N 12.1 от 27.12.2006 “Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям “Оренбургэнерго“, в протоколе заседания коллегии Департамента N 34 от 27.12.2006 и в Экспертном заключении. Нарушений положений обязательного регулирования плательщиком не допущено (т. 1, л.д. 65 - 71).

Налоговый орган в отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Иные участники дела - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области,
департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов и открытое акционерное общество “Оренбургэнергосбыт“ в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены. С учетом мнения сторон суд определил рассмотреть дело без не явившихся лиц.

В представленном отзыве ОАО “Оренбургэнергосбыт“ поддерживает апелляционную жалобу. Суд пришел к неправильному выводу о праве плательщика изменить размеры тарифов, установленные регулирующим органом и утвержденные решением данного органа, где также указано, что в случае отклонения фактического размера потерь от планового годового объема применяется специальный порядок расчета - правила перекрестного субсидирования, при которых при превышении фактических потерь над плановым объемом оплата производится покупателем энергии, а в случае снижения фактический потерь над плановым объемом плательщик возвращает производителю энергии суммы перекрестного субсидирования в отношении объема отклонения. Эти требования плательщиком исполнены.

В отзыве департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов указал, что в случае снижения фактических потерь над размером, учтенным при формировании тарифов потребитель возвращает снабжающей организации величину перекрестного субсидирования, учтенного в сетевом тарифе, которая определяется по специальной формуле. Данный порядок был утвержден приказом департамента и не обжаловался, плательщик нарушений этого порядка не допустил.

В ходе судебного заседания заявитель и налоговый орган поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав стороны, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество “Оренбургэнерго“ зарегистрировано в качестве юридического лица 26.01.1993. 01.04.2008 ОАО “Оренбургэнерго“ прекратило деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к ОАО “МРСК
Волги“. ОАО “МРСК Волги“ зарегистрировано в качестве юридического лица 29.06.2007 (т. 1, л.д. 22).

Между плательщиком (ОАО “Оренбургэнерго“) и ОАО “Оренбургэнергосбыт“ (поставщик энергии) заключен договор на передачу электрической энергии. По условиям договора заявитель (исполнитель по договору) обязуется оказать ОАО “Оренбургэнергосбыт“ (заказчику) услуги по передаче электрической энергии через электрические сети, принадлежащие исполнителю (п. 2.1).

Заказчик обязуется по заявке исполнителя приобретать электроэнергию для компенсации потерь, а исполнитель оплачивать указанные объемы электроэнергии на условиях настоящего договора (п. 2.2).

Исполнитель оплачивает стоимость электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь в сетях, с учетом установленных тарифов путем перечисления денежных средств на расчетный счет заказчика (п. 5.3). В случае если исполнитель произвел платеж, размер которого превышает стоимость фактических потерь электроэнергии, и отсутствует задолженность исполнителя по настоящему договору за прошлые периоды платежа сумма превышения зачисляется в счет следующего платежа (п. 5.3.3) (л.д. 77 - 100 т. 1).

Экспертным заключением департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов определены тарифы и порядок оплаты потерь - в случае снижения фактических потерь над размером, учтенным при формировании тарифов ОАО “Оренбургэнерго“ (плательщик) возвращает ОАО “Оренбургэнергосбыт“ величину перекрестного субсидирования, определяемую по специальной формуле (л.д. 66 - 71 т. 1).

Продавцом энергии ОАО “Оренбургэнергосбыт“ плательщику направлена счет-фактура N 90063544 от 31.12.2007 об оплате энергии в объеме фактических потерь за декабрь 2007 года в количестве 150543290 кВтч на сумму 584152067,07 руб. (в том числе НДС 105147372,06 руб. (л.д. 57 т. 1), составлен акт приема-передачи (л.д. 58 т. 1).

Обществом 27.03.2008 была представлена в налоговый орган уточненная декларация по НДС за декабрь 2007, согласно которой возмещению из бюджета подлежало 80352318 рублей (т.
1, л.д. 59 - 64).

По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации составлен акт N 12-34/128 от 05.05.2008 (т. 1, л.д. 48 - 56), врученный налогоплательщику.

В ходе проверки установлено завышение налоговых вычетов по НДС на 22610466 рублей по счету-фактуре N 90063544 от 31.12.2007 (т. 1, л.д. 57) на сумму 689299439 рублей, в том числе НДС в сумме 105147372, выставленному ОАО “Оренбургэнергосбыт“ при приобретении электроэнергии в объеме фактических потерь за декабрь 2007 года в части превышения нормативных потерь электроэнергии над фактическими.

Как установлено налоговым органом фактические потери электроэнергии при отпуске ее продавцом в декабре 2007 года оказались ниже нормативных. Несмотря на это, обществом оплачены ОАО “Оренбургсбыт“ не только фактические потери электроэнергии, но и разница между фактическими и нормативными потерями, установленными на данный период.

В сумму налоговых вычетов на основании указанного счета-фактуры включены:

- фактические потери по утвержденному тарифу в сумме 425493692 рублей,

- фактические потери по свободной цене в сумме 124081869 рублей,

- отклонение фактических потерь от плановых, учтенных при регулировании тарифов в сумме 148224166 руб., за минусом стоимости нагрузочных потерь, оплаченных участниками Общероссийского рынка электроэнергии за ноябрь в сумме 8500289 рублей.

При этом в соответствии с пунктом 51 раздела 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, за вычетом стоимости потерь, учтенных в тарифах на электроэнергию на оптовом рынке.

Кроме того, счет-фактура N 90063544 от 31.12.2007 не соответствует требованиям, установленным статьей 169 НК РФ и составлена с нарушением статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ - не заполнены графы количество (объем) поставляемых товаров, цена за
единицу измерения (л.д. 48 - 56 т. 1).

По результатам проверки вынесено решение N 12-34/95 от 09.06.2008 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 22610466 рублей (т. 1, л.д. 34 - 47).

По мнению инспекции, сетевые организации обязаны уплачивать только фактические потери, возникающие в принадлежащих им объектах, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, норматив потерь утвержден департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов. В случае снижения фактических потерь над нормативными плательщик должен возвратить ОАО “Оренбургэнергосбыт“ величину перекрестного субсидирования, учтенного в сетевом тарифе, а не включать в налоговую базу. Акты департамента не могут влиять на порядок налогообложения, а плательщик не имел права включать оплату несостоявшихся потерь в суммы вычетов, к категории расходов они не относятся.

Плательщик утверждает, что обязанность оплаты предусмотрена договором и нормативными актами регулирующих органов, она вызвана особенностями ценообразования в энергетике, и плательщик не имел права на пересмотр утвержденных тарифов. Его действия правомерны, не нарушают положений законодательства, установленного порядка ценообразования и договора, он имеет право на возмещение налога по уплаченным суммам.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что разница между фактическими и нормативными потерями в случае превышения нормативных над фактическими, в сеть не отпускается, и соответственно отсутствует обязанность по ее оплате. Потери в виде указанной разницы фактически не понесены, не могут быть приняты к учету и использованы в деятельности, облагаемой НДС, что является необходимым условием для принятия к вычету, уплаченного за них НДС.

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона “Об электроэнергетике“ величина
потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.

Данная норма включена в договор между сторонами (п. 5.3).

Стороны в силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 51 Правил N 861 сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке. Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации (п. 50 вышеназванных Правил).

Согласно п. 120 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), потери электрической энергии в электрических сетях, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, оплачиваются территориальными сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном
рынке у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации по регулируемым ценам (тарифам), определяемым в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов методическими указаниями, и свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым в соответствии с разд. VII названных Правил.

Сторонами не опровергается, что поставщик ОАО “Оренбургэнергосбыт“ приобрел установленное нормативом количество энергии, необходимое для компенсации потерь, предоставив ее для использования плательщика. Обоснования для технической возможности отказа от данного количества энергии (по нормативу) стороны не представили. Отсутствует также возможность для возврата энергоснабжающей организации избытка энергии или ее сохранения.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса (за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Кодекса); 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих
уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Отсутствуют доказательства того, что объем энергии, указанный в счете-фактуре не был представлен плательщику, имеется надлежаще оформленный счет-фактура, оплата которой под сомнение не ставится. Все действия плательщика находятся в рамках заключенного договора, одобрены органом ценообразования. При таких основаниях суд апелляционной инстанции не видит оснований для отказа в налоговом вычете, особенности налогооблагаемой операции обусловлены особенностями расчетов между участниками рынка энергии, проведения непрямых расчетов, а перекрестного субсидирования. Заявление общество о признании недействительным Решения налогового органа в части п. 2 подлежит удовлетворению.

В заявлении в суд общество просит признать недействительным и п. 1 решения - об отказе в привлечении к налоговой ответственности, доказательств нарушения прав плательщика данным пунктом не представлено, в этой части заявленных требований следует отказать.

С налогового органа в пользу плательщика на основании ст. 110 Арбитражно-процессуального кодекса взыскиваются судебные расходы в сумме 1000 руб. в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2009 по делу N А47-6211/2008 изменить, п. 2 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области N 12-34/95 от 09.06.2008 признать недействительным.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области в пользу открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги“ госпошлину в сумме 1000 руб. в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

судья

Ю.А.КУЗНЕЦОВ

Судьи:

Н.А.ИВАНОВА

М.Б.МАЛЫШЕВ