Определение ВАС РФ от 27.04.2009 N ВАС-4814/09 по делу N А19-4433/08-36 В передаче дела по заявлению о признании незаконной государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с ликвидацией для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку обществом представлены в налоговый орган все документы, предусмотренные действующим законодательством о регистрации, а обязанность налогового органа по проверке достоверности сведений, указанных в ликвидационном или промежуточных балансах, законом не предусмотрена.
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 апреля 2009 г. N ВАС-4814/09
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Иванниковой Н.П.,судей Весеневой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО “ПКФ “Стан“) без даты и без номера в лице представителя по доверенности Шица П.А. о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 09.07.2008 по делу N А19-4433/08-36, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда (далее - апелляционный суд) от 22.09.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.12.2008 по указанному делу о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - реестр) от 20.11.2007 о государственной регистрации Инспекцией Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (далее - инспекция, регистрирующий орган) прекращения деятельности открытого акционерного общества “ВостокСибПром“ (далее - ОАО “ВостокСибПром“, общество) в связи с его ликвидацией и восстановлении записи об обществе как находящемся в стадии ликвидации.
Третьи лица: ОАО “ВостокСибПром“.
Суд
установил:
внеочередным общим собранием акционеров от 15.05.2006 принято решение о ликвидации общества, председателем ликвидационной комиссии назначен Соловьев И.И., установлен порядок и срок ликвидации. О принятом решении в инспекцию направлено соответствующее уведомление.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в журнале “Вестник государственной регистрации“ от 30.05.2007 г. ликвидатором размещена публикация о ликвидации общества. По указанному в публикации адресу заявитель свои требования не направлял, в связи с чем по истечении двухмесячного срока, установленного для предъявления претензий кредиторов, 31.07.2007 был составлен промежуточный баланс, принятый налоговой инспекцией 24.08.2007. Ликвидационный баланс 01.11.2007 утвержден внеочередным общим собранием акционеров и 13.11.2007 сдан в налоговую инспекцию.
В связи с завершением ликвидационной процедуры ликвидатором представлены в инспекцию документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Решением от 19.11.2007 N 6863 инспекцией произведена государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей и 20.11.2007 в реестр внесена запись об этом.
Полагая, что при ликвидации общества нарушены требования статей 61 - 64 ГК РФ, затрагивающие его права и законные интересы, как кредитора ООО “ПКФ “Стан“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным, ссылаясь на недостоверность представленных ликвидационной комиссией в регистрирующий орган сведений, поскольку в ликвидационном балансе не была отражена задолженность общества перед ним в сумме 11 783 642 рублей 78 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.11.2007 по делу N А19-26805/06-22-23 указанная сумма задолженности взыскана с общества в пользу ООО ПКФ “Стан“, выдан исполнительный лист, на основании которого судебным приставом - исполнителем Кировского отдела судебных приставов города Иркутска (далее - судебный пристав) возбуждено исполнительное производство.
Уведомлением судебного пристава-исполнителя от 25.03.2008. заявитель информирован о ликвидации общества.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09.07.2008, оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда от 22.09.2008 и Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.12.2008, в удовлетворении заявления отказано, исходя из того, что на момент принятия оспариваемого решения оснований для отказа в государственной регистрации у инспекции не имелось.
Оспаривая названные судебные акты, заявитель просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
Принимая обжалуемые акты, суды всех инстанций обоснованно исходили из упомянутых положений гражданского законодательства и норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации), регламентирующих порядок ликвидации юридического лица и его государственную регистрацию в связи с ликвидацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 ГК РФ по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения: о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно пункту 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами.
В силу подпунктов “а“ и “б“ пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в инспекцию были представлены все документы, предусмотренные статьей 21 Закона о регистрации.
В этой связи, следует согласиться с выводом судебных инстанций, указавших на то, что нормы Закона о регистрации не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами.
Что касается имущественных претензий заявителя они могут быть предъявлены ликвидатору в самостоятельном порядке.
Фактические обстоятельства и аргументы заявителя, приведенные в жалобе, были предметом изучения суда первой инстанции с учетом действующего законодательства и представленных доказательств. Сделанные им выводы, с которыми согласился окружной суд, не подлежат переоценке надзорной инстанцией.
С учетом изложенного, заявление о пересмотре обжалованных судебных актов в порядке надзора отклоняется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Кодекса, суд
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А19-4433/08-36 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения названного суда от 09.07.2008, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.12.2008 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья
Н.П.ИВАННИКОВА
Судья
Н.А.ВЕСЕНЕВА
Судья
А.М.ХАЧИКЯН