Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 08.04.2009 N ГКПИ09-354 Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 1 приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.11.2008 N 644н.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 апреля 2009 г. N ГКПИ09-354

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Александрове В.О.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.И.О. о признании недействующим абзаца второго пункта 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 ноября 2008 г. N 644н “О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2009 году“,

установил:

абзацем вторым пункта 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 ноября 2008 г.
N 644н “О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2009 году“ установлена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 1 января 2009 г. для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (за исключением граждан, указанных в абзаце третьем данного пункта), а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 704 рубля.

Гражданин Макаров О.Б., являющийся инвалидом второй группы по заболеванию, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании вышеприведенной нормы недействующей, т.к. она противоречит ст. ст. 9, 10, 11, 31, 36 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, п. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“, п. “а“ ст. 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“, ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, иным нормативным правовым актам. Как указывает заявитель, данная норма, предусматривающая стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении на будущий период, в несколько раз ниже сложившейся себестоимости и рыночной стоимости услуг санаторно-курортного лечения, является дискриминационной и нарушает права и законные интересы инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В суде Макаров О.Б. поддержал заявленные требования и пояснил, что установленная стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях не позволяет инвалидам
получать в санаторном учреждении надлежащее лечебное питание, проживание, лечение, в соответствии с утвержденными стандартами и не по одному заболеванию.

Представители заинтересованных лиц Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Андреева А.А., Министерства юстиции Российской Федерации Мартынова Т.В. возражали против удовлетворения заявления и пояснили, что оспариваемые положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав инвалидов на получение государственной социальной помощи.

Выслушав объяснения Макарова О.Б., представителей Минздравсоцразвития России Андреевой А.А., Минюста России Мартыновой Т.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. N 216-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов“ предусмотрено, что стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении определяется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В соответствии с пунктом 11 Правил стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Во исполнение указанного положения Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 11 ноября
2008 г. издало Приказ N 644н “О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2009 году“. Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2008 г., регистрационный номер 12654 и опубликован в “Российской газете“ 19 ноября 2008 г. N 237.

Приказ согласован с Министерством финансов Российской Федерации, как того требуют Правила финансирования обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан правомочным федеральным органом исполнительной власти, что не оспаривается заявителем.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ установлен новый порядок предоставления санаторно-курортного лечения в отношении льготных категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к федеральным полномочиям. Основная часть ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот заменена ежемесячной денежной выплатой.

В связи с этим Федеральный закон “О государственной социальной помощи“ дополнен главой 2 “Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг“. Статья 6.3 указанного Федерального закона определяет правовой механизм реализации права граждан на выбор мер социальной поддержки, в частности, натуральная (получение набора социальных услуг (социальной услуги) в порядке, установленном действующим законодательством) либо денежная, т.е. получение ежемесячной денежной выплаты
с учетом стоимости набора социальных услуг (социальной услуги). Данный Федеральный закон также установил стоимость набора социальных услуг, предоставляемых гражданину. Согласно статье 6.5 Федерального закона на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 615 рублей в месяц, в том числе на оплату предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Установленная Минздравсоцразвития России стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2009 году не ниже стоимости набора социальных услуг, предусмотренного Федеральным законом “О государственной социальной помощи“.

В соответствии с Федеральным законом “О государственной социальной помощи“ гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи (к числу которых относится и заявитель), имеет возможность выбора - получать набор социальных услуг, т.е. в натуральной форме, или ежемесячную денежную выплату с учетом его стоимости. При наличии такого права выбора установление федеральным органом исполнительной власти стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях не нарушает прав граждан на предоставление государственной социальной помощи и мер социальной поддержки.

Довод заявителя о том, что установление стоимости услуг одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении на будущий период противоречит основам рыночных отношений, не основан на законе. Критерием определения стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении Правительство Российской Федерации установило прогнозируемое количество лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения (пункт 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).

Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на лечение гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, формируется на основании результатов размещения заказа, проведенного Фондом социального страхования
Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“. Приказом Минздравсоцразвития России от 25 января 2008 г. N 33н утвержден Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, который включает 688 санаторно-курортных учреждений.

Определенная федеральным органом исполнительной власти стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении является исходной ценой для определения стоимости санаторно-курортного лечения, необходимой Фонду социального страхования Российской Федерации для проведения конкурсного отбора санаторно-курортных учреждений с целью обеспечения равных возможностей граждан при получении лечения.

Механизм определения стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении направлен на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи, эффективное расходование средств, выделяемых на эти цели, обусловлен необходимостью планирования мероприятий, связанных с предоставлением государственной социальной помощи, и конституционные права граждан не затрагивает.

Иной расчет стоимости одного дня приведет к созданию неравных условий предоставления санаторно-курортного лечения и различного объема оказываемых услуг.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемого пункта нормам Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ необоснованны, так как они не устанавливают стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях. Определение стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях не ограничивает прав инвалида на получение компенсации в размере стоимости услуги, которая ему должна быть предоставлена в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и за оказание которой оплата произведена за его счет (статья 11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“).

Утверждения заявителя о том, что ст. 16
Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ предусматривает первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха, не соответствуют содержанию этой статьи, относящей расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Установленная Минздравсоцразвития России исходная цена для определения стоимости санаторно-курортного лечения, необходимая Фонду социального страхования Российской Федерации для проведения конкурсного отбора санаторно-курортных учреждений, не может рассматриваться как понижение уровня социальной защиты инвалидов, лишение их права на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Следовательно, доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта преамбуле и части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ являются несостоятельными.

Ссылка в заявлении на Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 419, ошибочна. Это Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 г. N 489.

Учитывая, что абзац второй пункта 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 ноября 2008 г. N 644н соответствует действующему законодательству, издан
в пределах полномочий органа государственной власти и не нарушает прав граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, заявление Макарова О.Б. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Ф.И.О. о признании недействующим абзаца второго пункта 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 ноября 2008 г. N 644н “О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2009 году“ - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ