Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 27.03.2009 N ВАС-3798/09 по делу N А54-4571/2007-С19 В передаче дела по иску о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот в виде бесплатного проезда в общественном транспорте в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, удовлетворяя иск, пришел к правильному выводу о том, что органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных федеральным законодательством.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 марта 2009 г. N ВАС-3798/09

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Рязанской области (390000, г. Рязань, ул. Петрова, д. 3) от 03.03.2009 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Рязанской области от 18.07.2008 по делу N А54-4571/20007-С19, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.01.2009 по тому же делу по иску
муниципального унитарного предприятия г. Рязани “Троллейбусно-трамвайное управление“ (390005, г. Рязань, ул. Дзержинского, д. 19а) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (103097, Москва, ул. Ильинка, д. 9), субъекту Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области (390000, г. Рязань, ул. Почтовая, д. 51) о взыскании 96 144 987 рублей 74 копеек расходов, связанных с предоставлением в 2004 году гражданам льгот в виде бесплатного проезда в общественном транспорте г. Рязани в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области, Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 18.07.2008, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено частично: с казны Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 30 613 953 рубля 86 копеек расходов, в остальной части иска отказано в связи с истечением срока исковой давности. В иске к субъекту Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области отказано.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права.

Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Нарушений норм материального права не установлено. Взыскание понесенных истцом расходов за счет казны Российской Федерации соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 22.06.2006 N 23).

Из представленных материалов следует, что истец в 2004 году во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и на основании договора от 03.02.2004 N 31, заключенного с Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани, предоставлял гражданам льготы в виде бесплатного проезда на внутригородских маршрутах общественного транспорта г. Рязани.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.

Государство не отменяло и не приостанавливало действие Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковое требование в сумме 30 613 953 рублей 86 копеек за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Довод Минфина России о выполнении им своих обязательств в полном объеме подлежит отклонению. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Довод заявителя о недоказанности факта перевозки инвалидов общественным транспортом в спорный период и необоснованности методики расчета понесенных истцом расходов был предметом рассмотрения судами и
отклонен как несостоятельный. Частично удовлетворяя исковое требование, суды учли расчет истца, сделанный им на основании Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.06.2002 N 149, согласно которой количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда.

Представленный истцом расчет понесенных им расходов основан на следующих показателях: численность инвалидов, обладающих льготой по бесплатному проезду; количество поездок одного инвалида в месяц; тариф на проезд. Все используемые в этом расчете показатели подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов и ответчиком не оспорены. Поскольку в спорный период порядок возмещения транспортным организациям расходов, понесенных в связи с исполнением Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, утвержден не был, истец обоснованно определил расходы на основании методики, существовавшей на тот период (что соответствует позиции, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2008 N 12479/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 23.04.2007 N 1476/07).

По существу доводы заявителя на направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию надзорной инстанции.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А54-4571/2007-С19 Арбитражного суда Рязанской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 18.07.2008, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.01.2009 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

КОЗЛОВА
О.А.

Судья

ВОРОНЦОВА Л.Г.

Судья

КСЕНОФОНТОВА Н.А.