Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 24.03.2009 N ВАС-3035/09 по делу N А56-18259/2007 В передаче дела по заявлению о признании незаконными действий уполномоченного органа по внесению в Государственный земельный кадастр изменений, касающихся наименования категории земель, о возложении обязанности внести в Государственный земельный кадастр изменения в наименование категории земель для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, удовлетворяя заявление, обоснованно исходил из того, что данный участок относится к землям особо охраняемых территорий.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 марта 2009 г. N ВАС-3035/09

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Полубениной И.И., судей Медведевой А.М., Осиповой Н.В., рассмотрела в судебном заседании заявление (представление) ИП Казаряна В.А., п. Свердлова, Всеволожский район, Ленинградская область, от 05.03.2009 о пересмотре в порядке надзора решения от 23.04.2008 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18259/2007, постановления от 18.09.2008 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда и постановления от 01.12.2008 Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по тому же делу, по заявлению ИП Казаряна В.А., п. Свердлова, Всеволожский
район, Ленинградская область, к УФАКОН по Ленинградской области, г. Санкт-Петербург, ФГУ “Земельная кадастровая палата“ Ленинградской области, г. Санкт-Петербург, о признании незаконными действий УФАКОН по Ленинградской области по внесению в государственный земельный кадастр изменений, касающихся наименования категории земель, а также о возложении обязанности внести в государственный земельный кадастр изменения в наименование категории земель (с земель особо охраняемых территорий на земли лесного фонда) в отношении земельного участка общей площадью 5 897 300 кв. м, кадастровый номер 47:07:06-12-001-0032, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Невский лесопарк.

Другие лица, участвующие в деле: Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Правительства Ленинградской области, г. Санкт-Петербург, Региональный благотворительный фонд “Покровский“, г. Санкт-Петербург, ЛОГУ “Ленинградское областное управление лесным хозяйством“, г. Санкт-Петербург, ТУ ФАУФИ по Ленинградской области, г. Санкт-Петербург, Федеральное агентство лесного хозяйства России, г. Москва, Федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата“ Ленинградской области, г. Санкт-Петербург.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 23.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.09.2008, заявленные требования удовлетворены.

Постановлением от 01.12.2008 суда кассационной инстанции решение и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.

Доводы заявителя сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора.

Суд признал, что исправление технической ошибки в государственном земельном кадастре произведено уполномоченным государственным органом с нарушением порядка, установленного статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“.

При этом суды обеих инстанций полно и всесторонне исследовали вопрос о том, к какой категории земель относится спорный земельный участок, и обоснованно указали, что этот участок относится к землям особо охраняемых территорий.

Вывод судов о том, что Ансамбль “Усадьба
Зиновьевых“ является одним из видов объектов культурного наследия, соответствует положениям статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 “О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР“ (с учетом дополнений и изменений, внесенных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 6243) Ансамбль “Усадьба Зиновьевых“ (главное здание, березовый домик у пристани, парк и парковые сооружения) включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.

Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Ансамбль “Усадьба Зиновьевых“ включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия, соответствует положениям пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, согласно которым объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления данного Закона, считаются отнесенными к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации), с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями названного Закона.

Согласно статье 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и названным Федеральным законом.

В силу статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения.

На
основании вышеприведенных положений и доказательств, представленных в материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что земельный участок площадью 5 897 300 кв. м, кадастровый номер 47:07:06-12-001:0032, в границах которого расположен объект культурного наследия, относится к землям особо охраняемых территорий.

Кроме того, суд установил, что в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.11.2007 N 452 “Об определении количества лесничеств на территории Ленинградской области и установлении их границ“ в границы Кировского лесничества, где находится арендуемый Предпринимателем участок, не включен земельный участок площадью 589,73 га, на территории которого расположен “памятник садово-паркового искусства Ансамбль “Усадьба Зиновьевых“, входящий в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО “Исторический центр и памятники дворцово-парковой архитектуры предместий г. Санкт-Петербурга“ и в соответствии с данными государственного земельного кадастра и государственной регистрации права относящийся к землям особо охраняемых территорий, находящихся в федеральной собственности“.

При этом суд признал, что заявитель не доказал, что действия государственного органа по внесению изменений в сведения государственного земельного кадастра в отношении земельного участка, площадь которого во много раз превышает площадь арендуемого заявителем участка, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:

1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) нарушение права и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;

3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные
акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Доводы заявителя не являются основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по нему судебных актов в порядке надзора.

Наличие нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А56-18259/2007 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 23.04.2008, постановления от 18.09.2008 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда и постановления от 01.12.2008 Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

ПОЛУБЕНИНА И.И.

Судья

МЕДВЕДЕВА А.М.

Судья

ОСИПОВА Н.В.