Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2009 N 74-Г09-5 Об отмене решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25.12.2008 о признании противоречащей федеральному закону и недействующей части первой статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. N 550-З N 1115-Ш “О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2009 г. N 74-Г09-5

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Борисовой Л.В. и Еременко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2008 года, которым постановлено:

признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими части первую и вторую статьи 8, статью 21 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. N 550-З N 1115-Ш “О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)“ со дня вступления решения суда в законную силу;

в части признания недействующей статьи
2 того же Закона Республики Саха (Якутия) производство по делу прекратить.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статьи 2, частей первой и второй статьи 8, статьи 21 Закона Республики Саха (Якутия) от 31 января 2008 года N 550-З N 1115-Ш “О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)“, сославшись на то, что указанные правовые нормы противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу. В нарушение части второй статьи 32 Лесного кодекса РФ в статье 2 Закона Республики сужен перечень недревесных лесных ресурсов, разрешенных к заготовке. Части первая и вторая статьи 8 того же Закона, регулирующие правоотношения по заготовке еловых, пихтовых, сосновых лап путем заключения договора купли-продажи лесных насаждений, противоречат взаимосвязанным положениям статей 33 и 11 Лесного кодекса РФ, установившим принцип бесплатного использования недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд. Определенные в статье 21 оспариваемого Закона исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого без проведения аукциона, не согласуются с правилами, установленными частью первой статьи 77 Лесного кодекса РФ, согласно которой лишь в случаях, предусмотренных статьями 19 и 30 того же Кодекса РФ, договор купли-продажи лесных насаждений заключается без проведения аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2008 года вышеуказанное заявление прокурора удовлетворено частично.
Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу части первая и вторая статьи 8 и статья 21 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. N 550-З N 1115-Ш “О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)“. В остальной части производство по делу прекращено.

В кассационной жалобе Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) просит об отмене как незаконного решения суда об удовлетворении заявления прокурора и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть первая). Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть вторая).

Из дела видно, что 31 января 2008 года Государственным собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Закон N 550-З N 1115-Ш “О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)“, опубликованный в официальном издании Республики Саха (Якутия): “Ил Тумэн“ N 16 от 25.04.2008 г.

Частью первой статьи 8 данного Закона республики предусмотрено, что заготовка еловых, пихтовых, сосновых лап производится при проведении лесохозяйственных мероприятий, а также
при проведении всех видов рубок при наличии на рубку этой древесно-кустарниковой растительности договора купли-продажи лесных насаждений.

Суд, признавая недействующей данную правовую норму, посчитал, что она противоречит взаимосвязанным положениям статей 11 и 33 Лесного кодекса РФ, закрепившим принцип бесплатного использования недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд.

С таким решением согласиться нельзя, поскольку оно является следствием неправильной юридической оценки содержания оспариваемой нормы и, как следствие, постановлено судом с нарушением норм материального права.

Анализ части первой статьи 8 оспариваемого Закона показывает, что содержащаяся в нем правовая норма регулирует отношения по заготовке недревесных лесных ресурсов в целом как таковые, не называя при этом целей использования и субъектов правоприменения, и подлежит в этой связи сопоставлению с положениями статьи 32 Лесного кодекса РФ, а не статей 11 и 33 того же Кодекса РФ, как указал суд.

Статьей 32 Лесного кодекса РФ установлено, что заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса, осуществляемую гражданами и юридическими лицами на платной основе.

Что же касается заготовки тех же ресурсов гражданами для собственных нужд, то здесь иное правовое регулирование установлено как федеральным законодателем, так и законодателем Республики Саха (Якутия).

Поскольку, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, и применен закон, не подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда (в указанной части) подлежит отмене.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, определены на основании имеющихся материалов дела, Судебная коллегия считает возможным, не передавая дело в суд первой инстанции, принять новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявления о признании недействующей части первой
статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) “О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)“.

Согласно части второй статьи 8 того же Закона республики, граждане имеют право на заготовку еловых, пихтовых и сосновых лап для ритуальных и торжественных мероприятий. В этом случае заготовка производится на лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог, линии электропередачи и другие площади, где не требуется сохранения подроста насаждений), на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Признавая недействующей приведенную правовую норму, суд пришел к правильному выводу о том, что она противоречит Лесному кодексу РФ, поскольку предусматривает необходимость заключения договора купли-продажи лесных насаждениях при заготовке еловых, пихтовых и сосновых лап гражданами для собственных нужд, то есть устанавливает платное пользование этими ресурсами.

В соответствии со статьями 11 и 33 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор недревесных ресурсов, в том числе еловых, пихтовых и сосновых лап.

Кроме того, оспариваемая норма содержит прямое указание на то, в каких случаях допускается заготовка указанных недревесных ресурсов гражданами для собственных нужд. Это - ритуальные и торжественные мероприятия.

Между тем подобного ограничения нет ни в статьях 11 и 33, ни в иных нормах Лесного кодекса РФ.

Таким образом, решение суда (в указанной части) является мотивированным, основанным на анализе действующего законодательства и оснований для признания его неправильным Судебная коллегия не имеет.

Также правильным является решение суда о признании недействующей статьи 21 Закона Республики Саха (Якутия) “О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)“.

Указанной статьей Закона республики
предусмотрены исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений. При этом оговорено, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается без проведения аукциона, на основании решения органа исполнительной власти субъекта РФ.

Признавая недействующей эту норму, суд обоснованно исходил из вывода о том, что она принята с превышением полномочий, предоставленных субъекту РФ федеральным законодателем.

Часть 6 статьи 75 Лесного кодекса РФ говорит лишь о праве субъекта РФ установить исключительные случаи заготовки древесины. Порядок же заключения договора купли-продажи лесных насаждений урегулирован федеральным законодателем в статье 77 Лесного кодекса РФ.

Статья 77 Лесного кодекса РФ содержит императивную норму о том, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 (мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов) и 30 (заготовка гражданами древесины для собственных нужд) настоящего Кодекса.

Таким образом, субъекту РФ не предоставлено права устанавливать собственное правовое регулирование в указанной сфере.

При принятии оспариваемого нормативного положения законодатель Республики Саха (Якутия) вышел за пределы, предоставленных ему полномочий.

При таком положении решение суда (в указанной части) является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Кассационная жалоба Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные статьей 362 ГПК РФ в качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции в кассационном порядке.

Статьей 2 Закона республики (в редакции от 31 января 2008 года) определены виды недревесных лесных ресурсов, разрешенных к заготовке.

Суд, установив, что редакция статьи 2 изменена и приведена в соответствие с федеральными нормами Законом Республики Саха (Якутия) N 636-3 N 165-IV от 17.12.2008 г., прекратил производство
по делу в этой части определением от 25 декабря 2008 г., в связи с чем суду не требовалось решать тот же вопрос при принятии решения по делу.

При таком положении подлежит исключению из резолютивной части решения указание суда о прекращении производства по делу в части оспаривания статьи 2 вышеуказанного Закона Республики Саха (Якутия).

В силу изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отменить решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2008 года о признании противоречащей федеральному закону и недействующей части первой статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. N 550-З N 1115-Ш “О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)“ и принять новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявления в указанной части.

Исключить из резолютивной части того же решения указание суда о прекращении производства по делу в части оспаривания статьи 2 вышеуказанного Закона Республики Саха (Якутия).

В остальной части решение оставить без изменения.