Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2009 по делу N А11-12619/2008 Орган местного самоуправления, устанавливая в рамках своей компетенции предельные уровни платежей граждан за коммунальные услуги, должен предусматривать в расходной части бюджета муниципального образования средства на компенсацию ресурсоснабжающим организациям выпадающих доходов, связанных с введением предельного уровня оплаты.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2009 г. по делу N А11-12619/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2009 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ершовой О.А.,

судей Белякова Е.Н., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипачевой Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ковровского городского Совета народных депутатов, г. Ковров, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.08.2009 по делу N А11-12619/2008, принятое судьей Ушаковой Е.П., по иску общества с ограниченной ответственностью “Ковровская сетевая компания“, г. Ковров, к муниципальному образованию город Ковров в лице финансового управления администрации г. Коврова, г.
Ковров, при участии третьих лиц: администрации города Коврова, г. Ковров; Ковровского городского Совета народных депутатов, г. Ковров, Управления городского хозяйства администрации города Коврова, г. Ковров, о взыскании 7 641 603 руб. 62 коп.,

при участии:

от заявителя - Ванюшиной Е.В. по доверенности от 10.05.2007 N 01-17/485;

от истца - Соловьева А.В. по доверенности от 15.01.2009, Рузина С.В. по доверенности от 01.10.2009;

от ответчика - не явились, надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания (уведомление N 22000);

от администрации г. Коврова - не явились, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания (уведомление N 21998);

от Управления горхозяйства администрации г. Коврова - не явились, надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания (уведомление N 22006),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ковровская сетевая компания“ (далее - истец, ООО “КСК“) обратилось с уточненным иском к Управлению городского хозяйства администрации города Коврова о взыскании 11 644 794 руб. 39 коп. за счет предъявления к взысканию выпадающих доходов за декабрь 2008 года и на 569 604 руб. 89 коп., составляющих выпадающие доходы за ноябрь, декабрь 2008 года по ТСЖ, ЖСК и УК.

Заявлением от 05.05.2009 истец в порядке, предусмотренном частями 1, 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и отказался от исковых требований в отношении второго ответчика - Управления городского хозяйства администрации города Коврова.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 31.08.2009 исковые требования удовлетворены. Взыскано за счет казны муниципального образования “Город Ковров“ в лице финансового управления администрации города Коврова в пользу общества с ограниченной ответственностью “Ковровская сетевая компания“ 7 641 603 руб. 62 коп. в возмещение выпадающих
доходов.

Не согласившись с принятым решением, Ковровский городской Совет народных депутатов обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.

По мнению заявителя, истец неправомерно применил при расчетах выпадающих доходов Методику определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденную приказом Госстроя от 06.05.2000 N 105.

Считает, что в данном случае при расчетах должны применяться Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. В обоснование своей позиции ссылается на судебную практику.

Заявитель полагает, что применение судом первой инстанции аналогии расчетов выпадающих доходов за период с января по август 2008 года необоснованно, так как при рассмотрении дела расчет выпадающих доходов производился за другой период 2009 года. Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, отзыва не представил, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания.

Истец в судебном заседании возразил против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. Пояснил, что расчет произведен на основании Правил N 307 от 23.05.2006 и условий договора. Методика Госстроя РФ N 105 от 06.05.2000 применяется только для определения размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, так как в Правилах N 307 такой расчет отсутствует. Считает решение суда законным и обоснованным. Просит решение суда оставить
без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Представители Управления городского хозяйства администрации г. Коврова в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания. В отзыве доводы апелляционной жалобы поддержало. Полагает, что истцом не были доказаны убытки общества и незаконное бездействие органов местного самоуправления. Также считает расчет, представленный истцом, незаконным и необоснованным. Просит решение суда отменить, в удовлетворении требований истцу отказать.

Администрация г. Коврова явку представителя в судебное заседание не обеспечила, отзыва не представила, надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО “КСК“ обеспечивает тепловой энергией на отопление и горячее водоснабжение жилой фонд города Коврова.

ООО “КСК“ является ресурсоснабжающей организацией, деятельность которой по отпуску тепловой энергии подлежит обязательному государственному регулированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“.

Постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 28.02.2007 N 5/1 (в редакции постановления департамента от 07.12.2007 N 32/4) с 01.01.2008 установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО “Ковровская сетевая компания“, в размере 927 руб. 10 коп. за 1 Гкал без учета НДС.

На
основании постановлений Губернатора Владимирской области N 674 от 11.09.2007 “Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса Владимирской области в 2008 году“, N 329 от 11.05.2007 “О порядке пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги при приведении в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и (или) предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги“ Ковровский городской Совет народных депутатов решением от 30.01.2008 N 15 (в редакции решения от 27.02.2008 N 35) установил предельный уровень платежей граждан, получающих услуги по отоплению и горячему водоснабжению от ООО “КСК“, в размере 48,16%, 51,75%, 82,19%, 89,81% в зависимости от этажности дома и года его постройки.

Постановлением главы муниципального образования “Город Ковров“ от 28.03.2008 N 462 утвержден “Порядок предоставления из городского бюджета субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, реализующим услуги населению“ (далее - Порядок).

В соответствии с утвержденным Порядком Управление городского хозяйства заключает договор на предоставление субсидии на компенсацию выпадающих доходов с теплоснабжающей организацией, реализующей услуги населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (далее по тексту - компенсация выпадающих доходов) из городского бюджета, по форме приложения N 1 к Порядку.

Предоставление субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям производится Управлением городского хозяйства на основании расчета выпадающих доходов согласно фактическому потреблению тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения с учетом температуры наружного воздуха по форме приложения N 2 к Порядку: а) по прямым договорам с физическими лицами согласно адресному перечню жилых домов; б) по прямым договорам с юридическими
лицами (ЖСК, ТСЖ, Управляющими компаниями) без учета потерь на сетях согласно адресному перечню каждой организации.

Теплоснабжающая организация представляет ежемесячно в Управление городского хозяйства согласованные с юридическими лицами (ЖСК, ТСЖ, Управляющими компаниями, МУ “СЕЗ“) акты выполненных работ (оказанных услуг) о поставке тепловой энергии по форме приложения N 3.

Управление городского хозяйства проводит проверку представленных документов и производит перечисление субсидий в пределах фактического поступления средств из городского бюджета. Управление городского хозяйства имеет право на документальную проверку представленных отчетов в теплоснабжающей организации не реже двух раз в год.

Во исполнение утвержденного Порядка между Управлением городского хозяйства администрации города Коврова и ООО “КСК“ были заключены договоры о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, реализующим услуги населению: - договор от 23.05.2008 сроком действия с 01.01.2008 по 01.06.2008; - договор от 01.06.2008 сроком действия с 01.06.2008 по 15.07.2008; - договор без даты и без номера сроком действия с 16.07.2008 по 31.12.2008.

Истец ежемесячно направлял Управлению городского хозяйства счета-фактуры, акты выполненных работ с расчетами на возмещение выпадающих доходов. Акты выполненных работ по установленной форме подписаны потребителями без разногласий.

В приложении N 8 “Ведомственная структура расходов бюджета города Коврова на 2008 год“ к решению Ковровского городского Совета народных депутатов от 29.12.2007 N 208 “О бюджете города Коврова на 2008 год“ (в редакции изменений) в пункте 6.19 “Субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по теплоснабжению“ предусмотрены субсидии в размере 52 645 тыс. руб.

Из представленных истцом справки и платежных документов следует, что Управление городского хозяйства администрации г. Коврова за 2008 год перечислило ООО “КСК“ субсидии на компенсацию выпадающих доходов, возникающих
при реализации тепловой энергии населению, ЖСК, ТСЖ, МУ “СЕЗ“ на общую сумму 51 560 375 руб. 51 коп. (платежные поручения N 134 от 29.05.2008, N 135 от 30.05.2008, N 138 от 11.06.2008, N 163 от 27.06.2008, N N 342, 343, 344 от 07.10.2008, N 533 от 30.12.2008). Субсидии в размере 1084624 руб. 14 коп. перечислены другой теплоснабжающей организации - ООО “Топливные технологии - Энергия“.

Согласно расчету истца, приложенному к уточнению от 29.05.2009, не возмещены выпадающие доходы на сумму 7 641 603 руб. 62 коп., в том числе: по расчетам с ТСЖ, ЖСК, УК за период с января по декабрь 2008 года в сумме 1 878 508 руб. 09 коп.; по расчетам с МУ “СЕЗ“ за период с сентября по декабрь 2008 года в сумме 5 763 095 руб. 53 коп., что и послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ (с последующими изменениями) утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. В этот Перечень включены и услуги по теплоснабжению.

Размер платы за коммунальные услуги на тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правительство Российской Федерации в постановлении от 29.08.2005 N 541 “О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг“ (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2006 N 772) установило федеральный
стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Таким образом, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления, устанавливая в рамках своей компетенции предельные уровни платежей граждан за коммунальные услуги, должен предусматривать в расходной части бюджета муниципального образования средства на компенсацию ресурсоснабжающим организациям выпадающих доходов, связанных с введением предельного уровня оплаты.

Муниципальное образование не представило доказательств полного возмещения теплоснабжающей организации выпадающих доходов, связанных с введением предельного уровня платежей населения.

В соответствии с положениями статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ указано, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

В соответствии с Порядком предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов, утвержденным постановлением главы города Коврова от 28.03.2008 N 462, расчет выпадающих доходов производится согласно фактическому
потреблению тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения с учетом температуры наружного воздуха по форме приложения N 2 к Порядку. Данное требование истцом соблюдено. Акты выполненных работ с указанием количества поставленной тепловой энергии подписаны потребителями (ТСЖ, ЖСК, УК, МУ “СЕЗ“) без разногласий. По количеству тепловой энергии на горячее водоснабжение спора между сторонами не имеется.

При определении выпадающих доходов судом первой инстанции исследован вопрос о применяемой методике их расчета и установлено соответствие главным принципам установления цен и тарифов и указанному выше Порядку.

Размер недополученных истцом доходов судом установлен при исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.

Доводы заявителя о необходимости применения при расчетах выпадающих доходов Правил N 307 от 23.05.2006 отклоняются как необоснованные, так как истец производил расчет на основании приложения N 2 к данным Правилам и в соответствии с приложением N 2 к Порядку предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов, утвержденных постановлением главы города Коврова от 28.03.2008 N 462.

Ходатайство о проведении экспертизы ответчиком и третьими лицами не заявлялось.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме за счет казны муниципального образования “Город Ковров“ в сумме 7 641 603 руб. 62 коп. в возмещение выпадающих доходов.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта,
судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.08.2009 по делу N А11-12619/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ковровского городского Совета народных депутатов, г. Ковров, - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

О.А.ЕРШОВА

Судьи

Е.Н.БЕЛЯКОВ

М.В.СОЛОВЬЕВА