Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2009 N 48-Г08-14 Об оставлении без изменения решения Челябинского областного суда от 24.10.2008, которым удовлетворено заявление о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим, не подлежащим применению со дня принятия п. 533-1 постановления правительства Челябинской области от 20.10.2005 N 184-п “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Челябинской области“ (в ред. постановления правительства Челябинской области от 16.01.2006 N 1-п) в части.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 января 2009 г. N 48-Г08-14

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Меркулова В.П.,

судей Макарова Г.В. и Ксенофонтовой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Челябинской области и ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ на решение Челябинского областного суда от 24 октября 2008 года, которым признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня принятия пункт 533-1 постановления Правительства Челябинской области от 20 октября 2005 года N 184-п “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Челябинской области“ в редакции постановления Правительства Челябинской области от 16 января 2006 года N 1-п в
части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ в размере 355.264.014 руб.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Правительства Челябинской области М. и представителя ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ М., поддержавших доводы своих кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ обратилось в Челябинский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 533-1 постановления Правительства Челябинской области N 184-п “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Челябинской области“ в редакции постановления Правительства от 16 января 2006 года N 1-п, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки принадлежащего ему земельного участка в размере 355.264.014 руб.

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: приказ Росземкадастра от 20.03.2003 имеет номер П/49, а не ТУ49.

В обоснование заявления ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ указало, что кадастровая стоимость земельного участка определена неправильно, исходя из площади 448 га, при его действительной площади 406 га. Кроме того, весь земельный участок отнесен к 4-й группе разрешенного использования в нарушение Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначении, утвержденной приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года N ТУ49.

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой для исчисления земельного налога, неправильное ее определение нарушает право ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ уплачивать земельный налог в размере, определенном в соответствии с действующим законодательством.

Представитель Правительства Челябинской области против удовлетворения заявления возражала, полагая,
что оспариваемое постановление Правительства принято компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением процедуры, установленной действующим законодательством, проверка правильности расчетов в компетенцию Правительства Челябинской области не входит.

Решением Челябинского областного суда от 24 октября 2008 года требования ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ удовлетворены.

В кассационной жалобе Правительства Челябинской области ставится вопрос об отмене указанного решения суда как незаконного и необоснованного.

В кассационной жалобе ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ ставится вопрос об изменении мотивировочной части решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене и изменению решения суда.

В соответствии с подпунктами “в“ и “к“ части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 1, 5 статьи 65, части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В силу пункта 10 Правил (в редакции, действовавшей на 16 января 2006 года) органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета РФ по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктом 11 Правил методические и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года N П/49 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее Методика).

Постановлением Правительства Челябинской области от 20 октября 2005 года N 184-п “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Челябинской области“ в рамках предоставленных полномочий утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель Челябинской области.

Постановлением Правительства Челябинской области от 16 января 2006 года N 1-п в названное выше постановление Правительства внесены изменения, в частности, результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Челябинской области от 20 октября 2005 года N 184-п, дополнены пунктом 533-1 следующего содержания:

533-1. 74:08:00 00 004 001 открытое акционерное общество горно-обогатительный комбинат “Новокаолиновый“, карьер, 355.264.014.

Разрешая заявленные требования, суд установил, что ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ на праве бессрочного пользования предоставлен земельный участок площадью 406 га, о чем выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 29 декабря 1997 года N 4.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26 июля 2006 года ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 4060000 кв.
м (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи).

Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ в размере 355.264.014 руб. определена исходя из его площади 448 га.

Согласно пункту 6 Методики, утвержденной приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года N П/49, кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к четвертой группе видов использования земель (к этой группе отнесено ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“) определяется путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на их площадь.

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ определена исходя из площади, не соответствующей реальной площади земельного участка, что привело к завышению кадастровой стоимости, суд признал оспариваемый пункт постановления Правительства Челябинской области противоречащим пункту 6 Методики, утвержденной приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года N П/49.

Вывод суда Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит правильным, основанным на законе и материалах дела, и оснований к отмене решения не усматривает.

Указание в кассационной жалобе Правительства Челябинской области на то обстоятельство, что Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области принято решение об исправлении технической ошибки с указанием в кадастре площади земельного участка ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ 4060000 кв. м и его новой кадастровой стоимости 321.958.000 руб., не может быть принято во внимание, поскольку в оспариваемом постановлении Правительства Челябинской области содержится неправильно определенная кадастровая стоимость земельного участка.

Каких-либо доводов, опровергающих вывод суда, кассационная жалоба Правительства Челябинской области не содержит, поэтому по его жалобе решение отмене не подлежит.

Из решения следует, что применительно к доводам ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ о неправомерности отнесения всего земельного участка к четвертой группе видов использования
земель суд указал, что они не могут быть проверены в порядке нормоконтроля, подлежат рассмотрению в общем судебном порядке в соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316.

Этот вывод суда оспаривается в кассационной жалобе ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ и ставится вопрос об изменении мотивировочной части решения суда и признании обоснованными доводов ОАО о неправомерности расчета кадастровой стоимости земельного участка ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ исходя из отнесения всей площади земельного участка к четвертой группе функционального использования, установленной Методикой, утвержденной приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года N П/49.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ не имеется в силу следующих обстоятельств.

При разрешении дела об оспаривании постановления правительства, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, суд должен проверять соблюдение методики, в том числе методики отнесения земельного участка к группе видов использования земель. Поэтому вывод суда о том, что доводы ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ о неправомерности отнесения всей площади земельного участка к четвертой группе видов использования земель не могут быть проверены в рамках рассмотрения такого дела, нельзя признать правильным.

Между тем, этот вывод суда не повлиял на правильность разрешения дела по существу.

Обосновывая свой довод о неправомерности отнесения всего земельного участка к четвертой группе видов использования земель, ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ ссылается на наличие в составе земельного участка, кроме карьера для добычи каолина, промплощадки, участка для строительства новых производств, дороги, подъездных путей и т.п., которые используются для размещения производственных и административных
объектов в целях обеспечения деятельности предприятия.

Между тем, из материалов дела следует, что в период проведения государственной кадастровой оценки земель Челябинской области в 2003 году не были сформированы земельные участки под каждым промышленным объектом ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“. Предметом кадастровой оценки являлся весь земельный участок, принадлежащий ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“.

Согласно имеющемуся в деле сообщению Управления Роснедвижимости по Челябинской области от 7 октября 2008 года N 3534/2 в перечне объектов оценки значился земельный участок ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ под карьером.

Согласно Методике, утвержденной приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года N П/49, земельные участки, занятые карьерами, относятся к четвертой группе видов использования земель промышленности и иного специального назначения.

Таким образом, из материалов дела не следует, что при проведении государственной кадастровой оценки земель Челябинской области в 2003 году имелись основания для отнесения части земельного участка ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ ко второй группе видов использования земель, включающей в себя земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Челябинского областного суда от 24 октября 2008 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Челябинской области и ОАО “Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат“ - без удовлетворения.