Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 12.10.2009 N КА-А41/10361-09 по делу N А41-24014/08 Требование: Об обязании налогового органа произвести возврат страховых взносов. Обстоятельства: Налоговый орган отказал в возврате, поскольку в ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ не определен орган, который должен производить зачет (возврат) уплаченных сумм страховых взносов, и порядок его проведения. Решение: Требование удовлетворено, поскольку налогоплательщик подтвердил переплату по страховым взносам, а полномочия на проведение зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование законодательством РФ возложены на налоговые органы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2009 г. N КА-А41/10361-09

Дело N А41-24014/08

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2009 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Нагорной Э.Н.

судей Егоровой Т.А., Жукова А.В.

при участии в заседании:

от истца Гончаров В.П. - пасп.

от ответчика - не яв.

рассмотрев 06.10.2009 в судебном заседании кассационную

жалобу МРИ N 18 по МО

на решение от 02.02.2009

Арбитражного суда Московской обл.

принятое Рымаренко А.Г.

на постановление от 04.05.2009 N А41-24014/08

Десятого арбитражного апелляционного суда

принятое Макаровской Э.П., Александровым Д.Д., Чалбышевой И.В.

по иску (заявлению) ИП Гончаров В.П.

об обязании произвести возврат страховых взносов

к МРИ N 18 по МО

установил:

Индивидуальный предприниматель Гончаров Василий Петрович
обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Московской области об обязании возвратить излишне уплаченные налоги, страховые взносы и штраф в сумме 12 355 руб. 46 коп.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-24014/08 имеет дату 02.02.2009, а не 02.09.2009.

Решением от 02.09.2009 Арбитражного суда Московской области, оставленным без изменения постановлением от 04.05.2009 Десятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. При этом суды исходили из документального подтверждения переплаты по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также из того, что полномочия на проведение зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы.

Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Московской области, в которой налоговый орган просил судебные акты отменить в части обязания возвратить переплату по страховым взносам в сумме 2400 руб. (накопительная часть трудовой пенсии) и в сумме 8 478 руб. (страховая часть трудовой пенсии), ссылаясь на то, что Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ не определен орган, который должен производить зачет (возврат) уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения; на Письмо Федеральной налоговой службы России от 01.12.2008 N ММ-6-1/873@ “О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование“, которым определено, что сумма излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит возврату на основании письменного заявления
страхователя, согласованного с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации; на письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.05.2009 N 3306, согласно которому у Предпринимателя на 01.01.2009 имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 432 руб., в связи с чем исполнить судебные акты по настоящему делу в части возврата платежей по страховым взносам в общей сумме 10 878 руб. не представляется возможным.

Заявитель в отзыве и в заседании суда возражал против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.

Как установлено судами, 25.09.2008 Предпринимателем получено информационное письмо налогового органа от 18.09.2008 N 171 и акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 608 по состоянию на 15.09.2008, согласно которому у налогоплательщика имелась переплата в общей сумме 12 355 руб. 46 коп., в том числе по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ (по страховой части - 8 478 руб., по накопительной части - 2 400 руб.). В связи с этим заявитель обратился в Инспекцию с заявлением о возврате переплаты по налогам и сбором в общей сумме 12 355 руб. 46 коп. В ответ на представленное заявление Инспекция письмом от 07.10.2008 отказала в возврате излишне уплаченных налогов и сборов, поскольку в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ не определен орган, который должен производить зачет (возврат) уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.

Между тем, Инспекцией не учтено следующее.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного
фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов
в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

При названных обстоятельствах вывод налогового органа о том, что действующим законодательством территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, кроме случаев, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, является ошибочным.

Данная правовая позиция закреплена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 2776/06.

Судом кассационной инстанции не принимается во внимание ссылка налогового органа на механизм действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, определенный в Письме ФНС России от 01.12.2008 N ММ-6-1/873@, поскольку спорные правоотношения возникли в октябре 2008 года (в момент обращения заявителя в налоговый орган с заявлением о возврате суммы переплаты по налогам и сборам), то есть до вынесения ФНС России указанного Письма.

Налоговый орган в кассационной жалобе указывает на письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.05.2009 N 3306, согласно которому у Предпринимателя на 01.01.2009 имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 432 руб., в связи с чем исполнить судебные акты по настоящему делу в части возврата платежей по страховым взносам в общей сумме 10 878 руб. не представляется возможным.

Ссылка Инспекции на данное письмо Пенсионного фонда РФ, которое не представлялось в суды первой и апелляционной инстанций и не исследовалось ими, является необоснованной.

Согласно ч. 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы
арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с ч. 2 ст. 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

В силу ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции в силу установленных приведенными нормами пределов полномочий не может давать оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ указанному документу, который не представлялся в суды первой и апелляционной инстанций.

Между тем, суд кассационной инстанции исходит из того, что на момент обращения налогоплательщика в Инспекцию (02.10.2008) и в суд (12.11.2008) с заявлениями о возврате излишне уплаченных налогов и сборов у Предпринимателя имелась переплата по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ, в суммах 8 478 руб. (страховая часть) и 2 400 руб. (накопительная часть), что подтверждается актом сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам N 608 по состоянию на 15.09.2008. При этом сведения Пенсионного фонда РФ свидетельствуют о состоянии расчетов Предпринимателя по страховым взносам на 01.01.2009.

Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает, что определением от 30.07.2009 Арбитражного
суда Московской области налоговому органу, обратившемуся в связи с получением указанного письма Пенсионного фонда РФ с заявлением о пересмотре решения суда от 02.02.2009 по вновь открывшимся обстоятельствам в части обязания произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 10 878 руб., отказано в пересмотре дела в указанной части.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение от 02 февраля 2009 г. Арбитражного суда Московской обл. и постановление от 04 мая 2009 г. Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-24014/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Московской обл. без удовлетворения.

Председательствующий

Э.Н.НАГОРНАЯ

Судьи

Т.А.ЕГОРОВА

А.В.ЖУКОВ