Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 29.09.2009 N КА-А40/10026-09 по делу N А40-33491/09-72-189 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт правонарушения доказан.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2009 г. N КА-А40/10026-09

Дело N А40-33491/09-72-189

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2009 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Туболец И.В.

судей Агапова М.Р., Шишовой О.А.

при участии в заседании:

рассмотрев 29 сентября 2009 года в судебном заседании кассационную жалобу Некоммерческого частного учреждения “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ - заявителя

на решение от 15.04.2009

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Немовой О.Ю.,

на постановление от 24.06.2009 N 09АП-9616/2009-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б., Поповым В.И.,

по делу N А40-33491/09-72-189

по заявлению Некоммерческого частного учреждения “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ о
признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве о привлечении к административной ответственности.

установил:

Некоммерческое частное учреждение “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ (далее - НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве (далее - УФМС России по г. Москве, административный орган) от 05.08.2008 N 137/477-08 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением названного арбитражного суда от 15.04.2009, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2009, в удовлетворении заявленного по делу требования отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на отсутствие его вины во вменяемом административном правонарушении.

Отзыв на жалобу не поступил.

В судебное заседание представители сторон не явились, о месте и времени судебного разбирательства по жалобе уведомлены в установленном законом порядке. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей сторон по делу.

Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.

Как установлено судами двух инстанций, в ходе проведенной 05.05.2008 проверки соблюдения НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ миграционного законодательства по адресу г.
Москва, Ленинградский проспект, дом 28, офис 236 сотрудники УФМС России по г. Москве выявили факт неисполнения названным учреждением, являющимся принимающей стороной, предусмотренной ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ обязанности по предоставлению в установленный законом срок в орган миграционного учета отрывной части уведомления после убытия гражданина Республики Узбекистан Маслова З.Н. с учета по месту пребывания.

Выявленное правонарушение зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 05.05.2008 МС N 227760, на основании которого УФМС России по г. Москве вынесло постановление от 05.08.2008 N 137/477-08 о привлечении НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400 000 руб.

Названное учреждение не согласилось с данным постановлением и оспорило его в судебном порядке.

В соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не
позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.

Данное положение Федерального закона воспроизведено в п. 39 Правил снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 “О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“, в котором предусмотрена обязанность принимающей стороны при убытии иностранного гражданина из места пребывания не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.

Таким образом, законодатель установил, что снятие иностранного гражданина с миграционного учета по истечении срока пребывания производится на основании представленной принимающей стороной в орган миграционной службы отрывной части бланка уведомления о прибытии с указанием в ней даты убытия иностранного гражданина

При рассмотрении дела суды двух инстанций установили, что гражданин Республики Узбекистан Маслов З.Н., прибывший 21.01.2008 на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, поставлен на миграционный учет по адресу г. Москва, Ленинградский проспект, дом 28, офис 236 сроком до 21.04.2009 принимающей стороной - НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“, предоставившей названному иностранному гражданину место для временного фактического нахождения, не являющееся местом ее жительства. По истечении указанного срока пребывания учреждение не представило в орган миграционного учета отрывную часть бланка уведомления для снятии указанного иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания.

Направление 29.04.2008 почтовым отправлением копий отрывных бланков уведомлений о прибытии иностранных граждан по месту
пребывания, в том числе гражданина Республики Узбекистан Маслова З.Н. в отделение по району Беговой ОУФМС России по г. Москве в САО не признано судами в качестве надлежащего исполнения учреждением как принимающей стороной требований миграционного законодательства, т.к. на принимающую сторону возложена обязанность представить в территориальный орган миграционного учета оригинал, а не копию отрывного бланка уведомления, и в установленный законодательством двухдневный срок со дня убытия иностранного гражданина из места пребывания.

Ссылка учреждения на невозможность представления оригинала отрывной части бланка уведомления, поскольку по правилам подп. “б“ п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ она передается иностранному гражданину в подтверждение законности его пребывания на территории Российской Федерации и остается у него при выезде за пределы территории Российской Федерации, отклоняется как неосновательная. Как правильно отметили суды двух инстанций, нормы действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“, не содержат требований о предъявлении при выезде иностранного гражданина за пределы Российской Федерации исключительно отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина по месту пребывания и не предусматривают в качестве ограничения в выезде иностранного гражданина отсутствие у него отрывной части бланка уведомления о прибытии при его выезде за пределы Российской Федерации.

Согласно форме уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, являющейся приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 “О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“, отрывная часть бланка
предназначена для принимающей стороны.

Тот факт, что при убытии из места пребывания (временного фактического нахождения, не являющегося местом жительства) гражданин Республики Узбекистан Маслов З.Н. не возвратил принимающей стороне - НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ оригинал отрывной части уведомления о прибытии, не свидетельствует об отсутствии в действиях учреждения события административного правонарушения и вины в его совершении.

Доказательств, свидетельствующих о принятии НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ всех необходимых мер к возврату иностранным гражданином оригинала отрывной части бланка уведомления при убытии с места пребывания и, соответственно, соблюдению требований миграционного законодательства, в материалы дела не представлено.

При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о наличии законных оснований для привлечения учреждения к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

Доводы кассационной жалобы по существу представляют правовую позицию учреждения по делу, обсуждались судами двух инстанций и получили правильную правовую оценку.

Предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 15.04.2009 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2009 по делу N А40-33491/09-72-189 оставить без изменения, кассационную жалобу Некоммерческого частного учреждения “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ - без удовлетворения.

Председательствующий

И.В.ТУБОЛЕЦ

Судьи

М.Р.АГАПОВ

О.А.ШИШОВА