Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 29.07.2009 N КГ-А41/5693-09 по делу N А41-23123/08 Дело по иску об установлении факта владения и пользования на праве хозяйственного ведения истцом автомобильной газонаполнительной компрессорной станцией направлено на новое рассмотрение в связи с тем, что суд не учел, что в соответствии с нормами АПК РФ суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после принятия его к производству установит, что при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, возник спор о праве.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2009 г. N КГ-А41/5693-09

Дело N А41-23123/08

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего судьи Тихоновой В.К.,

судей Тарасовой Н.В., Хомякова Э.Г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Мельникова А.А., дов. от 13.04.2009 г. N 09/09; Паннелл С.В., дов.

от 20.10.2008 г. N 34,

от заявителя кассационной жалобы - не явился, извещен,

рассмотрев 22 июля 2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу

Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве,

на решение от 3 декабря 2008 года Арбитражного суда Московской области,

принятое судьей Кондратенко Н.А.,

по заявлению Дочернего
предприятия ФГУП “СГ-транс“ Министерства энергетики РФ - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Управление “Мосавтогаз“)

об установлении юридического факта

установил:

Дочернее предприятие Федерального государственного унитарного предприятия “СГ-транс“ Министерства энергетики Российской Федерации -Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Мосавтогаз) (Управление “Мосавтогаз“) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об установлении факта владения и пользования на праве хозяйственного ведения Управлением “Мосавтогаз“ автомобильной газонаполнительной компрессорной станцией г. Сергиев-Посад (инвентарный номер 100026), расположенной по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, Московское шоссе, N 44 и состоящей из следующих объектов: административно-техническое здание площадью 773,4 кв. м (литера Б); газораздаточные боксы площадью 465 кв. м (литера Г); хозяйственный блок площадью 34,2 кв. м (литера Б1); навес к хозяйственному блоку площадью 25,4 кв. м (литера Г1); бункер площадью 49 кв. м (литера В); бункер площадью 44,4 кв. м (литера В1); автодорога и площадка; ограждение; газопровод; кабельная линия электропередач; кабельная линия связи; сети водопроводные.

Заявление Управления “Мосавтогаз“ предъявлено на основании ч. 2 ст. 217, п. 4 ч. 2 ст. 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что указанные выше объекты недвижимого имущества, входящие в автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию г. Сергиев-Посад (АГНКС г. Сергиев-Посад), были переданы Управлению “Мосавтогаз“ на праве хозяйственного ведения и внесены в реестр федерального имущества в соответствии с приказом от 28.09.1998 г. N 63, разделительным балансом по состоянию на 01.10.1998 г. и “Перечнем имущества, передаваемым ГУДП - Управление “Мосавтогаз“ на правах хозяйственного ведения“, являющимся приложением к разделительному балансу по состоянию на 01.10.1998 г., свидетельством Территориального управления Минимущества России “Агентства федерального имущества по г. Москве“ от 01.11.2001
г. N 008585 (реестровый N 07701680) и приложением к нему (“Перечень объектов недвижимости, закрепленных на праве хозяйственного ведения за Управлением “Мосавтогаз“).

Управление “Мосавтогаз“ открыто владеет и пользуется недвижимым имуществом АГНКС г. Сергиев-Посад на праве хозяйственного ведения с октября 1998 г. в качестве самостоятельного юридического лица.

Вместе с тем, в связи с утратой подлинников указанных выше правоустанавливающих документов у Управления “Мосавтогаз“ отсутствует возможность произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения на указанные выше объекты недвижимого имущества, составляющие АГНКС г. Сергиев-Посад, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, предусматривающей обязательную государственную регистрацию права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие указанного закона (то есть после 28.01.1998 г.).

Решением Арбитражного суда Московской области от 03.12.2008 г. по делу N А41-23123/08 заявление Дочернего предприятия Федерального государственного унитарного предприятия “СГ-транс“ Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Мосавтогаз) удовлетворено в полном объеме. Арбитражный суд первой инстанции установил факт владения и пользования на праве хозяйственного ведения Управлением “Мосавтогаз“ автомобильной газонаполнительной компрессорной станцией г. Сергиев-Посад (инвентарный номер 100026), расположенной по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, Московское шоссе, N 44 и состоящей из следующих объектов: административно-техническое здание площадью 773,4 кв. м (литера Б); газораздаточные боксы площадью 465 кв. м (литера Г); хозяйственный блок площадью 34,2 кв. м (литера Б1); навес к хозяйственному блоку площадью 25,4 кв. м (литера Г1); бункер площадью 49 кв. м (литера В); бункер площадью 44,4 кв. м (литера В1);
автодорога и площадка; ограждение; газопровод; кабельная линия электропередач; кабельная линия связи; сети водопроводные.

При этом, удовлетворяя заявление Управления “Мосавтогаз“ и устанавливая факт владения последним на праве хозяйственного ведения объектами недвижимого имущества, составляющими АГНКС г. Сергиев-Посад, арбитражный суд первой инстанции, учитывая, что Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области Управлению “Мосавтогаз“ было отказано в проведении государственной регистрации права хозяйственного ведения на вышеуказанные объекты недвижимого имущества АГНКС г. Сергиев-Посад, а необходимые подлинники правоустанавливающих документов Управлением “Мосавтогаз“ не могут быть получены и представлены, исходил из того, что на момент обращения Управления “Мосавтогаз“ в арбитражный суд с заявлением об установлении юридического факта, у Управления “Мосавтогаз“ отсутствует иной (внесудебный) порядок установления владения им на праве хозяйственного ведения объектами недвижимости, входящими в АГНКС г. Сергиев-Посад.

Законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, не привлеченного к участию в деле и обратившегося с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Московского округа в порядке ст. ст. 42, 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которое полагает, что арбитражным судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта были нарушены нормы процессуального права, просит суд кассационной инстанции вынесенный по делу судебный акт отменить и оставить заявление Управления “Мосавтогаз“ об установлении факта владения и пользования им на праве хозяйственного ведения автомобильной газонаполнительной компрессорной станцией г. Сергиев-Посад (инвентарный номер 100026), расположенной по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, Московское шоссе, N 44 без рассмотрения.

Обжалуя вынесенный по делу судебный акт, в
обоснование доводов кассационной жалобы Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) ссылается на то обстоятельство, что Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в полномочия арбитражного суда при рассмотрении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение не входит признание вещного права за заявителем. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что признание или отказ в признании судом права хозяйственного ведения может происходить исключительно в рамках рассмотрения соответствующего иска.

В судебное заседание заявитель кассационной жалобы своего представителя не направил, о дате, времени и мете судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.

Представители Дочернего предприятия ФГУП “СГ-транс“ Министерства энергетики РФ - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Управление “Мосавтогаз“) в судебное заседание явились, полагают вынесенное по делу решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении арбитражным судом норм процессуального права, просили суд кассационной инстанции указанный судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в г. Москве - без удовлетворения, отзыв на кассационную жалобу не представили.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей Дочернего предприятия ФГУП “СГ-транс“ Министерства энергетики РФ - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Управление “Мосавтогаз“), обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального права и соответствие его выводов установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия судебная коллегия пришла к выводу об отмене вынесенных
по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в связи со следующим.

Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из материалов дела Дочернее предприятие ФГУП “СГ-транс“ Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Управление “Мосавтогаз“) было создано в результате реорганизации Государственного унитарного предприятия по закупке, транспорту и реализации сжиженных нефтяных газов “СГ-транс“ в соответствии с приказом N 63 от 28.09.1998 г. и разделительным балансом по состоянию на 01.10.1998 г. путем выделения.

На основании “Перечня имущества, передаваемого ГУДП - Управление “Мосавтогаз“ на правах хозяйственного ведения“, являющегося приложением к разделительному балансу по состоянию на 01.10.1998 г., Управлению “Мосавтогаз“ на правах хозяйственного ведения на баланс были переданы 20 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и одна ремонтно-складская база, в том числе АГНКС г. Сергиев-Посад, расположенная по адресу: Московская область, Сергиев- Посад, Московское шоссе, N 44.

Согласно свидетельству Территориального управления Минимущества России “Агентство федерального имущества по городу Москве“ от 01.11.2001 г. N 008585 (реестровый N 07701680) и “Перечню объектов недвижимости, закрепленных на праве хозяйственного ведения за Управлением “Мосавтогаз“, являющемуся приложением к указанному свидетельству от 01.11.2001 г. N 008585 (реестровый N 07701680) и его неотъемлемой частью, объекты недвижимого имущества, расположенные на АГНКС г. Сергиев-Посад, были закреплены на праве хозяйственного ведения за Управлением “Мосавтогаз“ и внесены в реестр федерального имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных названным Кодексом, вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в
законную силу, и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции.

В силу положений ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, не участвующие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.

Суд кассационной инстанции исходит из того, что вынесенный по делу судебный акт арбитражного суда первой инстанции принят по результатам рассмотрения заявления Управления “Мосавтогаз“ об установлении факта владения и пользования на праве хозяйственного ведения Управлением “Мосавтогаз“ объектами недвижимого имущества, входящими в автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию г. Сергиев-Посад (инвентарный номер 100026), расположенную по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, Московское шоссе, N 44.

При рассмотрении указанного дела арбитражным судом первой инстанции в качестве заинтересованного лица ТУ Росимущества по г. Москве не было привлечено.

Из содержания мотивировочной и резолютивной частей обжалуемого судебного акта усматривается, что последнее принято об установлении факта владения и пользования Управлением “Мосавтогаз“ на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом, входящим в АГНКС г. Сергиев-Посад и внесенным в реестр федерального имущества.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.2008 г. N 432, утвердившим Положение “О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом“, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества.

Росимущество закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление федеральных государственных унитарных предприятий (п. 5.21 Постановления Правительства Российской Федерации от 5.06.2008 г. N 432).

С учетом представленных в материалы дела доказательств, из которых усматривается, что недвижимое имущество, факт владения и
пользования которым Управлением “Мосавтогаз“ на праве хозяйственного ведения установлен обжалуемым судебным актом, внесено в реестр федерального имущества, полномочия по управлению которым в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5.06.2008 г. N 432 отнесены к компетенции Росимущества, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт затрагивает права и законные интересы Федерального агентства по управлению государственным имуществом как органа государственной власти, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества.

Удовлетворяя заявление Управления “Мосавтогаз“ об установлении факта владения последним на праве хозяйственного ведения объектами недвижимого имущества, составляющими АГНКС г. Сергиев-Посад, арбитражный суд первой инстанции, установив, что недвижимое имущество, составляющее АГНКС г. Сергиев-Посад, было закреплено на праве хозяйственного ведения за Управлением “Мосавтогаз“, исходил из того, что в связи с утратой правоустанавливающих документов у заявителя отсутствует возможность государственной регистрации права хозяйственного ведения на упомянутое имущество, кроме как на основании судебного акта об установления факта владения им на праве хозяйственного ведения объектами недвижимости, входящими в АГНКС г. Сергиев-Посад.

Вместе с тем арбитражный суд кассационной инстанции не может согласиться с указанным выводом арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении заявления Управления “Мосавтогаз“ об установлении факта владения последним на праве хозяйственного ведения объектами недвижимого имущества, составляющими АГНКС г. Сергиев-Посад в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из рекомендаций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в Информационном письме от 17.02.2004 г. N 76 “Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих
юридическое значение“, арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов при наличии в совокупности следующих условий:

1) если согласно закону факт порождает юридические последствия;

2) если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;

3) если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт;

4) если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

Из текста поданного Управлением “Мосавтогаз“ заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом усматривается, что Управление “Мосавтогаз“ по делу просит установить факт принадлежности ему объектов недвижимого имущества, составляющих автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию г. Сергиев-Посад (инвентарный номер 100026), расположенную по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, Московское шоссе, N 44 на праве хозяйственного ведения, то есть просит о признании права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, а не об установлении юридического факта.

Между тем, требование о признании права, в том числе права хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит рассмотрению в порядке искового производства в соответствии со ст. 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что соответствует рекомендациям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. п. 5, 7 Информационного письма от 17.02.2004 г. N 76 “Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение“.

В силу положений п. 3 ст. 148, ч. 4 ст. 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после принятия его к производству установит, что при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве.

При указанных обстоятельствах обжалуемый судебный акт
принят с нарушением норм процессуального права, которые могли привести к неправильному решению, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда первой инстанции от 03.12.2008 г. по делу N А41-23123/08 подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

В связи с тем, что указанные нарушения норм процессуального права подлежат устранению только при новом рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции, в порядке п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит передаче в Арбитражный суд Московской области.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное, в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дать надлежащую правовую оценку всем представленным в материалы дела доказательствам, рассмотреть вопрос о том, есть ли спор о праве ввиду подачи Управлением “Мосавтогаз“ заявления об установлении факта владения и пользования последним на праве хозяйственного ведения объектами недвижимого имущества, входящими в автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию г. Сергиев-Посад, расположенную по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, Московское шоссе, N 44, в зависимости от результатов рассмотрения вышеуказанного вопроса обсудить необходимость привлечения к участию в деле Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве и вынести законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.

Руководствуясь ст. ст. 284, 285, 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 3 ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 3 декабря 2008 года по делу N А41-23123/08 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

Председательствующий - судья

В.К.ТИХОНОВА

Судьи

Н.В.ТАРАСОВА

Э.Г.ХОМЯКОВ