Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 21.05.2009 N КГ-А40/4007-09 по делу N А40-37710/08-11-70 Истечение срока исковой давности по требованию о признании торгов недействительными по основанию нарушения правил их проведения исключает возможность признания недействительным договора, заключенного по результатам проведения торгов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2009 г. N КГ-А40/4007-09

Дело N А40-37710/08-11-70

Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2009

Полный текст постановления изготовлен 21.05.2009

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Зверевой Е.А.

судей Соловьева С.В., Стрельникова А.И.

при участии в заседании:

от истца - ОАО “Связьтранснефть“ - П. дов. N 463 от 22.09.2008 г.

от ответчика - ОАО “СДМ-Лизинг“ - Д. дов. от 17.11.2008 г. N 124

от третьего лица - ОАО “АК “Транснефть“ - П. дов. от 23.09.2008 г. N 154

рассмотрев 14.05.2009 в судебном заседании кассационную жалобу

ОАО “Связьтранснефть“

на решение от 24.11.2008 г.

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Давыдовой О.В.

на постановление от 11.02.2009 г. N 09АП-272/2009-ГК

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Солоповой
А.А., Поповым В.В., Трубицыным А.И.

по иску ОАО “Связьтранснефть“

о признании недействительными торгов в виде конкурса, протокола о результатах торгов и договоров, заключенных по результатам торгов,

к ОАО “СДМ-лизинг“

3-и лица: ООО “Элемент Лизинг“, ООО “РЕСО-Лизинг“, ЗАО “Белазлизинг“, ОАО “АК “Транснефть“

установил:

ОАО “Связьтранснефть“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО “СДМ-лизинг“ о признании недействительными торгов в виде конкурса по выбору лизинговой компании для закупки и поставки отечественных и импортных машин и оборудования (имущества) для последующей передачи по договору лизинга для предприятий ОАО “АК “Транснефть“, проведенных ОАО “ЦУП “Стройнефть“ и оформленных Протоколом N Л-2/И от 29.06.2006 заседания конкурсной комиссии ОАО “ЦУП “Стройнефть“ по лоту N Л-2 “Выбор лизинговой компании для закупки и поставки отечественных и импортных машин и оборудования (имущества) для последующей передачи по договору лизинга“; протокола N Л-2/И от 29.06.2006 заседания конкурсной комиссии ОАО “ЦУП “Стройнефть“ по лоту N Л-2 “Выбор лизинговой компании для закупки и поставки отечественных и импортных машин и оборудования (имущества) для последующей передачи по договору лизинга“; договора лизинга (финансовой аренды) от 26.02.2006 N 110/05/06-СТН/л, заключенного между ОАО “Связьтранснефть“ и ОАО “СДМ-лизинг“, включая номерные дополнения, заключенные на основании договора лизинга (финансовой аренды) от 26.02.2006 N 110/05/06-СТН/л; договора лизинга (финансовой аренды) от 01.08.2006 N 323/05/06-СТН/л, заключенного между ОАО “Связьтранснефть“ и ОАО “СДМ-лизинг“, включая номерные дополнения, заключенные на основании договора лизинга (финансовой аренды) от 01.08.2006 N 323/05/06-СТН/л.

В ходатайстве об уточнении предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец конкретизировал номерные дополнения к договорам лизинга 26.02.2006 N 110/05/06-СТН/л, от 01.08.2006 N 323/05/06-СТН/л, о признании недействительными которых заявлены исковые
требования (л.д. 62 т. 16).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2008 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2009 г., в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы процессуального и материального права, а также на несоответствие выводов в принятых судебных актах.

В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя кассационной жалобы свою позицию поддержал в полном объеме.

В судебном заседании суда кассационной инстанции, и в представленном отзыве на кассационную жалобу, представитель ответчика, в устном выступлении просил решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, ссылаясь на соблюдении при их принятии норм процессуального и материального права.

Третьи лица - ООО “Элемент Лизинг“, ООО “РЕСО-Лизинг“, ЗАО “Белазлизинг“, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленных на нее отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении исковых требований суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Из материалов дела
следует и установлено судами ОАО “Центр управления проектами “Стройнефть“ (в настоящее время ликвидировано) проведен конкурс по выбору лизинговой компании для закупки и поставки отечественных и импортных машин и оборудования (имущества) для последующей передачи по договору лизинга (лот N Л-2).

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 29.06.2006 N Л-2/И конкурсное предложение ОАО “СДМ-лизинг“ признано наиболее предпочтительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

В судебных актах судами первой и апелляционной инстанций правильно указано, что споры о признании торгов недействительными подлежат рассмотрению по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

В материалах дела содержится поручение агенту от 31.05.2006 N 582, выданное истцом ОАО “ЦУП “Стройнефть“ на организацию и проведение конкурса по выбору лизинговой компании.

По итогам конкурса между истцом и ответчиком заключен договор лизинга от 01.08.2006 N 323/05/06-СТН/л.

В связи с изложенным, судами первой и апелляционной инстанций правильно указано на то, что начиная с 01.08.2006 истец должен был узнать о нарушениях правил проведения торгов, итоги которых оспаривает истец по настоящему делу.

В силу пункта 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что
судами применен срок исковой давности в отношении требований истца, по которым ответчиком не делалось заявления о применении последствий исковой давности, подлежит отклонению, поскольку противоречат материалам дела.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судом первой и апелляционной инстанций, относительно требования истца о признании недействительным договора лизинга (финансовой аренды) от 01.08.2006 N 323/05/06-СТН/л, заключенного по результатам оспоренных торгов, которое обоснованно оставлено без удовлетворения, поскольку истечение срока исковой давности по требованию о признании торгов недействительными по основанию нарушения правил их проведения исключает возможность признания недействительным договора, заключенного по результатам проведения торгов.

Поскольку иск подан в суд 01.07.2008, суды пришли к выводу о том, что срок исковой давности по требованию о признании недействительными торгов в виде конкурса по выбору лизинговой компании для закупки и поставки отечественных и импортных машин и оборудования (имущества) для последующей передачи по договору лизинга для предприятий ОАО “АК “Транснефть“, проведенных ОАО “ЦУП “Стройнефть“ и оформленных Протоколом N Л-2/И от 29.06.2006, истцом пропущен, учитывая, что до вынесения решения по делу ответчик сделал заявление о пропуске срока исковой давности.

При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций на основании статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.

Что касается требования истца о признании недействительным протокола N Л-2/И от 29.06.2006 заседания конкурсной комиссии ОАО “ЦУП “Стройнефть“ по лоту N Л-2 “Выбор лизинговой компании для закупки и поставки отечественных и импортных машин и оборудования (имущества) для последующей передачи по договору лизинга“, то данное требование не основано на законе, исходя из следующего.

Порядок организации и проведения торгов регламентирован нормами Гражданского
кодекса Российской Федерации (статьи 447, 448).

Правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по результатам торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования, и защита прав, нарушенных при организации и проведении торгов должна осуществляться соответствующими, предусмотренными законом способами, а в данном случае способом, прямо установленным статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что такой способ защиты нарушенных прав при проведении торгов в форме конкурса, как признание недействительным протокола заседания конкурсной комиссии, законом не предусмотрен.

Избрание ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении такого требования.

Кроме того, требование истца о признании недействительным заключенного между ОАО “Связьтранснефть“ и ОАО “СДМ-лизинг“ договора лизинга (финансовой аренды) от 26.02.2006 N 110/05/06-СТН/л по основанию нарушения правил (процедуры) проведения конкурса, также правомерно оставлено судом без удовлетворения, поскольку данный договор подписан сторонами до проведения спорного конкурса, в связи с чем оснований полагать, что договор заключен по результатам такого конкурса не имеется.

Доводы истца, со ссылкой на статью 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, о ничтожности оспариваемых договоров лизинга от 01.08.2006 и от 26.02.2006 по иным основаниям, не связанным с недействительностью торгов, обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций.

Как правильно указано судами, согласно указанной норме Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд для оказания поименованных в статье финансовых услуг, в том числе услуг по договорам лизинга.

В силу части 2 статьи 18 названного Закона нарушение положений части 1 статьи 18 является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Таким образом, Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ говорит об оспоримости, а не о ничтожности указанных сделок.

Поскольку Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ вступил в силу с 26.10.2006, а оспоренные договоры лизинга от 01.08.2006 и от 26.02.2006 были заключены до вступления в силу Закона, оснований полагать, что действие Закона распространяется на отношения сторон, возникшие до 26.10.2006, у суда не имеется.

Ссылка истца на ничтожность номерных дополнений, заключенных в соответствии с договорами лизинга, также признается судом необоснованной, поскольку истец в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, свидетельствующих о том, что иск в данной части направлен на защиту прав истца как заинтересованного лица (статья 166 Гражданского кодекса Российской Федерации), учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь целью их восстановление.

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

Доводы кассационной жалобы подлежат
отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов, не усматривается.

Руководствуясь статьями 284 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

Текст приведен в соответствии с оригиналом документа.

решение Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2007 г. по делу N А40-49378/06-85-308 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2007 г. по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Х. - без удовлетворения.

Председательствующий - судья

Е.А.ЗВЕРЕВА

Судьи:

А.И.СТРЕЛЬНИКОВ

С.В.СОЛОВЬЕВ