Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 21.04.2009 N КА-А40/2911-09 по делу N А40-56124/08-122-13 В удовлетворении заявления о признании недействительным предписания налогового органа о немедленном прекращении деятельности структурных подразделений организатора азартных игр отказано, так как возможность создания новых игорных заведений, в том числе обособленных подразделений игорного бизнеса, после 01.01.2007 противоречит законодательству РФ о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2009 г. N КА-А40/2911-09

Дело N А40-56124/08-122-13

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2009 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи И.А. Букиной

судей М.Р. Агапова, Е.Ю. Ворониной

при участии в заседании:

от заявителя адвокат Г. по дов. от 03.12.2008 N б/н (рег. N 74/1166)

от заинтересованного лица Ш. по дов. от 04.02.2009 N 18

рассмотрев 15.04.2009 в судебном заседании кассационную жалобу

Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве

на решение от 18 ноября 2008 года

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Н.Е. Девицкой,

на постановление от 28 января 2009 года N 09АП-18071/2008-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Л.А. Москвиной,
В.А. Свиридовым, С.Л. Захаровым,

по заявлению ООО “Тандем Плюс“

об оспаривании предписания

к Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве

установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2008, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009, удовлетворены требования ООО “Тандем Плюс“ (далее - заявитель, общество) к Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве (далее - налоговый орган) о признании недействительным предписания от 02.06.2008 N 228 о немедленном прекращении деятельности структурных подразделений организатора азартных игр, расположенных на территории Краснодарского края ООО “Тандем Плюс“.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые предписание налогового органа противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение, полагая, что судами неправильно применены нормы ст. ст. 6, 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 244).

В заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель заявителя возражал против ее удовлетворения.

Законность судебных актов проверяются в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Проверив обжалуемые решение и постановление о применении судами первой и апелляционной инстанций нормы права к установленным ими обстоятельствам дела и имеющимся в
деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене в связи с неправильным применением судами норм материального права.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

Как установлено судами, оспариваемым предписанием обществу предписано немедленно прекратить деятельность структурного подразделения по организации и проведению азартных игр в зале игровых автоматов на территории Краснодарского края, расположенного по адресу: г. Курганинск, ул. Матросова, д. 237, поскольку зарегистрированное обществом после 01.07.2007 обособленное подразделение не соответствует требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Закона N 244.

Выводы суда первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемого предписания основаны на применении положений статей 5, 16 Закона N 244.

Между тем судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов не учтено следующее.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (пункты 4, 5 статьи 5 Закона N 244).

В статье 9 Закона N 244 установлено, что на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской
Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 13 Закона N 244 разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 244 имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.

Согласно статье 20 Закона данный Закон вступил в силу с 1 января 2007 года.

Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до вступления в силу Закона N 244, то есть до 01.01.2007, вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Закона
N 244 возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.

Судами правильно установлено и не отрицается заявителем, что 06.07.2007 общество подало в ИФНС России по Курганинскому району Краснодарского края заявление о создании обособленного подразделения по адресу: г. Курганинск, ул. Матросова, д. 237, которое поставлено на налоговый учет 06.07.2007, то есть вновь создано. При этом согласно материалам дела доказательств создания игорного заведения по указанному адресу и постановки на налоговый учет указанного обособленного подразделения до 01.01.2007 обществом не представлено суду.

Возможность создания новых игорных заведений, в том числе обособленных подразделений игорного бизнеса после 01.01.2007, Законом N 244 не предусмотрена, контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, предъявляемых законодательством, возложен на налоговые органы.

При таких обстоятельствах у судебных инстанций не имелось правовых оснований для признания оспариваемого предписания незаконным.

Таким образом, при разрешении спора судебные инстанции неправильно применили указанные выше нормы материального права, установив фактические обстоятельства полно, всесторонне.

Собирания каких-либо доказательств не требуется, поэтому суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2008 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2009 года по делу N А40-56124/08-122-13 отменить.

В удовлетворении требования ООО “Тандем Плюс“ о признании недействительным предписания Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве от 02.06.2009 N 228 о немедленном прекращении деятельности структурного подразделения ООО “Тандем Плюс“, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Курганинск, ул. Матросова, д. 237,
отказать.

Председательствующий

И.А.БУКИНА

Судьи:

М.Р.АГАПОВ

Е.Ю.ВОРОНИНА