Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 15.04.2009 N КА-А40/966-09 по делу N А40-31562/08-130-338 В удовлетворении заявления о признании незаконными решения и предписания ФАС РФ отказано правомерно, так как судом установлено необоснованное препятствование со стороны заявителя деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по экспорту рыбной продукции в страны Европейского Союза, поскольку заявитель является единственной организацией, наделенной функциями компетентного органа по проверке соответствия указанной продукции требованиям Директивы Совета ЕЭС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2009 г. N КА-А40/966-09

Дело N А40-31562/08-130-338

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2009 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.

судей Борзыкина М.В., Латыповой Р.Р.

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Б., доверенность от 30.03.2009 N 14-8/112

от ответчика Р., доверенность от 12.05.2008 N ИА/11482, С., доверенность от 10.01.2008

от Россельхознадзора Ш., доверенность от 23.12.2008 N ФС-СД-4/13047

рассмотрев 08.04.2009 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства РФ

на постановление от 17.11.2008 N 09АП-13924/2008-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Захаровым С.Л., Свиридовым В.А., Москвиной Л.А.

по иску (заявлению) Минсельхоза Российской Федерации

о признании недействительным решения

к Федеральной
антимонопольной службе

третьи лица Россельхознадзор, ОАО “Океанрыбфлот“, ФГУ “Нацрыбкачество“

установил:

Министерство сельского хозяйства РФ (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения, а также предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - антимонопольный орган) от 09.04.2008 по делу N 1 15/130-07 о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2008 требования министерства были удовлетворены. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 решение было отменено, министерству было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение. В обоснование жалобы указывает на то, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам и доказательствам. Так, исходя из того, что с момента возложения на министерство функций по проверке и подтверждению соответствия продукции рыболовство и аквакультуры, ввиду отсутствия вопросов о компетенции, не было необходимости для обращения в Правительство РФ. Кроме того, указывает на то, что в данном случае министерством не осуществляются контрольные функции, следовательно не подлежит применению статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон).

В судебном заседании представители министерства и Россельхознадзора доводы кассационной жалобы поддержали.

Представители Федеральной антимонопольной службы возражали против удовлетворения кассационной жалобы.

ОАО “Океанрыбфлот“ ФГУ “Нацрыбкачество“ не явились, извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без участия их представителей.

Обсудив доводы по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не
находит оснований к его отмене.

Судами установлено, что на основании обращение ОАО “Океанрыбфлот“ о действиях ФГУ “Нацрыбкачество“ в части осуществления на возмездной основе работ по оценке соответствия предприятий (судов) требованиям Директив и Регламентов ЕС (при регистрации предприятий (судов) на право экспорта продукции в страны ЕС и предприятий (судов), имеющих регистрационные номера на право экспорта продукции в страны ЕС), а также работ по экспертизе документов, осмотру партий продукции, оформлению заключений на экспорт рыбной продукции в страны ЕС, Федеральной антимонопольной службой принято решением от 09.04.2008 по делу N 1 15/130-07 о нарушении антимонопольного законодательства. Данным решением было установлено нарушение министерством пункт 2 части 1 статьи 15 Закона выразившееся в несовершения действий (в бездействии), связанных с постановкой перед Правительством Российской Федерации, в ведении которого он находится, вопроса о возложении Комиссией ЕС (Директива Совета ЕЭС N 91/493/ЕЕС) на Минсельхоз России функций компетентного органа по проверке и подтверждения соответствия продукции рыболовства и продукции аквакультуры и законности их осуществления. Также выявлены нарушения части 3 статьи 15 Закона в части наделения ФГУ “Нацрыбкачество“ функциями по осуществлению инспекционного контроля качества и безопасности отечественной, в том числе изготовленной на экспорт, импортной продукции из гидробионтов и процессов производства в организациях, производящих эту продукцию, включая рыболовные, рыбоперерабатывающие и транспортные суда, а также выписке сертификатов на партии экспортируемой продукции.

Министерству выдано предписание, которым ему было предложено прекратить вменяемое нарушение путем направления в Правительство России письма о возможности осуществления в соответствии с законодательством России Минсельхозом России и (или) Россельхознадзором функций Компетентного органа, в случае принятия Правительством России решения об осуществлении Минсельхозом России и (или) Россельхознадзором
таких функций в месячный срок со дня его принятия разработать порядок отбора организаций, уполномоченных осуществлять в Российской Федерации деятельность по выдаче “Сертификатов здоровья“, а также порядок и процедуру получения указанных сертификатов (в связи с необходимостью представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по экспорту рыбной продукции в страны - члены ЕС, таких сертификатов согласно требованиям стран - членов ЕС). Также Министерству предлагалось прекратить вменяемое нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем издания приказа об отмене Приказа Минсельхоза России от 29.01.2003 г. N 1582.

Данные ненормативные акты Федеральной антимонопольной службы были оспорены в суд.

Отменяя решение суда отказывая министерству в удовлетворении заявленных требований суды правильно исходили из следующего.

Решением Комиссии Европейского Сообщества от 16.01.1997 N 97/102/ЕС установлены особые условия для импорта продукции рыболовства и продукции аквакультуры из России.

В соответствии с этими условиями начиная с 31.01.1997, каждая партия произведенной в России рыбной продукции и продукции аквакультуры должна сопровождаться санитарным сертификатом установленной в этом решении формы - “Сертификатом здоровья“; продукция должна поступать с допущенных к экспорту предприятий, плавзаводов или рефрижераторных судов, указанных в этом решении; компетентным органом по проверке и подтверждению соответствия продукции рыболовства и продукции аквакультуры требованиям Директивы Совета ЕЭС N 91/493/ЕЭС являлся Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (далее - Госкомрыболовство) в сотрудничестве с Госкомсанэпиднадзором. Решение N 97/102/ЕС применяется с 31.01.1997.

В связи с упразднением Госкомрыболовства, решением Комиссии Европейского Сообщества от 18.02.2005 N 2005/155/ЕС вышеуказанные полномочия были возложены на министерство при содействии “Национального центра качества и безопасности рыбной продукции (Нацрыбкачества)“.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать
акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

Статья 21 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“ (далее - Закон о Правительстве) Правительство Российской Федерации осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности.

Статья 12 Закона о Правительстве устанавливает, что Правительство РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных органах исполнительной власти.

Согласно Положению о Минсельхозе России, утвержденному Постановлением Правительства Российской от 24.03.2006 N 164, на Минсельхоз России не возложены функции по проверке и подтверждения соответствия продукции рыболовства и продукции аквакультуры требованиям иностранных нормативных документов в указанной области, в частности Директивы Совета ЕЭС 91/493/ЕЕС.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу о том, что Минсельхоз России с момента признания Комиссией Европейского Сообщества Минсельхоза России в качестве компетентного органа по проверке и подтверждению соответствия продукции рыболовства и продукции аквакультуры требования Директивы Совета ЕЭС N 91/493/ЕЕС и до настоящего времени, не правомерно, не поставил перед Правительством Российской Федерации, вопрос о правомерности возложения Комиссией ЕС на Минсельхоз России данных функций и законности их осуществления.

Судом апелляционной инстанции установлено, что пунктом 2 Приказа Минсельхоза России от 29.12.2003 N 1582 на ФГУ “Нацрыбкачество“ возложены функции по осуществлению инспекционного контроля качества и безопасности отечественной, в том числе изготовленной на экспорт, импортной продукции из гидробионтов и процессов производства в организациях, производящих эту продукцию, включая рыболовные, рыбоперерабатывающие и транспортные суда,
а также по выписке сертификатов на партии экспортируемой продукции.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Суд апелляционной инстанции установил, что согласно Устава видами деятельности ФГУ “Нацрыбкачество“ являются, в частности: оценка соответствия российских предприятий рыбоперерабатывающего комплекса, предприятий-экспортеров, предприятий-импортеров ветеринарно-санитарным требованиям технических регламентов, нормативно-правовых актов Российской Федерации, Директив и Регламентов ЕС и международных организаций; исследование и оценка продукции из гидробионтов (экспортируемых и импортируемых) на соответствие требованиям безопасности технических регламентов, нормативно-правовых актов Российской Федерации и международных организаций, данные виды деятельности относятся к предпринимательской деятельности (приносящей доход деятельности) ФГУ “Нацрыбкачество“. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу о том, что “сертификат здоровья“ выступает разрешительным документом, представляющим возможность хозяйствующим субъектам осуществлять экспорт продуктов в государства ЕС.

Доводы кассационной жалобы о том, что функции, переданные ФГУ “Нацрыбкачество“, не относятся к контрольным функциям не соответствуют нормам права и обстоятельствам, установленным по делу судом апелляционной инстанции.

Так, подпункт “б“ пункта 2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ функции по контролю включают в себя, в частности, выдачу органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам.

В данном случае без выдачи “сертификата здоровья“ не возможен экспорт продукции в страны ЕС, что сторонами не оспаривается.

Суд апелляционной инстанции установил, что наделение единственной организации (ФГУ “Нацрыбкачества“) функциями компетентного органа по проверке и подтверждению соответствия продукции
рыболовства и продукции аквакультуры требованиям Директивы Совета ЕЭС от 22.07.1991 N 91/493/ЕЭС правильно пришел к выводу, что имеет место необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по экспорту рыбной продукции в страны ЕС, поскольку отсутствует возможность выбора контрагента для заключения договора на осуществление проверки и подтверждения соответствия продукции рыболовства и продукции аквакультуры, иные организации (не являющиеся хозяйствующими субъектами), которые потенциально могли бы оказывать услуги по проверке и подтверждению соответствия продукции рыболовства и продукции аквакультуры требованиям Директивы Совета ЕЭС от 22.07.1991 N 91/493/ЕЭС и выдавать “сертификаты здоровья“ не имеют возможности осуществлять этот вид деятельности.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правильно отменил решение суда первой инстанции, отказал министерству в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление, принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных и, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 по делу N А40-31562/08-130-338 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства РФ - без удовлетворения.

Минсельхозу РФ выдать справку на возврат госпошлины в сумме 1000 руб.

Председательствующий

Е.Ю.ВОРОНИНА

Судьи

М.В.БОРЗЫКИН

Р.Р.ЛАТЫПОВА